Выработка слуховых дифференцировок

Одной из наиболее успешных стратегий вытеснения нарушенных голосовых, дыхательных, артикуляционных моделей новыми, правильными заместителями является их противопоставление. Противопоставление опирается на мыслительные операции сравнения.

Развитие слуховых дифференцировок включает противопоставление гиперназализованного и нормального голоса. Можно использовать «Сказку о носике и ротике», развивающую концепцию «Сказки о веселом язычке» и представляющую историю о том, как носик и ротик могут вдыхать и выдыхать воздух.  И о том, как эти роли распределяются в речи.

В процессе рассказывания сказки логопед предлагает ребенку ощутить тыльной стороной ладони толчки теплого воздуха при произнесения простых смычных согласных /П/, /Т/, /Б/, /Д/. Пальцы второй руки ребенка прикладываются к крыльям носа логопеда для ощущения отсутствия вибрации и носовой экспирации воздуха. И, напротив, при произнесении носовых согласных /М/, /Н/ внимание ребенка привлекают к отсутствию ротового направления выдоха и вибрации крыльев носа.

На материале сформированных простых согласных это противопоставление демонстрируют на собственных произносительных моделях ребенка. В последующей слуховой тренировке ребенок путем подачи условного сигнала (хлопок, показ картинки с носом или ртом и пр.) определяет, когда носик мешает ротику произносить звуки, обозначая правильное или назализованное произнесение логопедом звуков, слогов, слов.

Аудиозапись речи маскирует степень гиперназализации, частично скрывая носовой оттенок техническим шумом, тем не менее, прослушивание и оценка примеров собственной речи способствует формированию слухового самоконтроля.

Оценка может быть проведена ребенком для нескольких аудиозаписей по ступенчатой системе:

  • нос не мешал рту произносить звуки;- нос немного мешал рту произносить некоторые звуки;
  • нос сильно мешал рту произносить все звуки.

Полезно выполнение аудиозаписи не только для оценки динамики речевого развития, но и для сопоставления звучания слов в процессе коррекции голосоведения и звукопроизношения.

Интересно
Ребенок сравнивает слова, произносимые «как раньше» и «по-новому», выбирает лучшие примеры из нескольких записей одного и того же материала и обсуждает с логопедом, почему эта запись лучше других («старался», «раскрывал горлышко» и пр.)

Часто после проведения слуховой тренировки отмечается уменьшение гиперназализации. В дальнейшем, помимо традиционных дифференцировок звуков, оппозиционных по месту образования, по способу образования, по участию голосовых складок, может оказаться важной дифференциация звуков, произносимых правильно и с включением компенсаторных гортанно-глоточных артикуляций, межзубных, палатализованных, боковых согласных, носовых и ротовых согласных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)