Выработка слуховых дифференцировок
Одной из наиболее успешных стратегий вытеснения нарушенных голосовых, дыхательных, артикуляционных моделей новыми, правильными заместителями является их противопоставление. Противопоставление опирается на мыслительные операции сравнения.
В процессе рассказывания сказки логопед предлагает ребенку ощутить тыльной стороной ладони толчки теплого воздуха при произнесения простых смычных согласных /П/, /Т/, /Б/, /Д/. Пальцы второй руки ребенка прикладываются к крыльям носа логопеда для ощущения отсутствия вибрации и носовой экспирации воздуха. И, напротив, при произнесении носовых согласных /М/, /Н/ внимание ребенка привлекают к отсутствию ротового направления выдоха и вибрации крыльев носа.
На материале сформированных простых согласных это противопоставление демонстрируют на собственных произносительных моделях ребенка. В последующей слуховой тренировке ребенок путем подачи условного сигнала (хлопок, показ картинки с носом или ртом и пр.) определяет, когда носик мешает ротику произносить звуки, обозначая правильное или назализованное произнесение логопедом звуков, слогов, слов.
Аудиозапись речи маскирует степень гиперназализации, частично скрывая носовой оттенок техническим шумом, тем не менее, прослушивание и оценка примеров собственной речи способствует формированию слухового самоконтроля.
Оценка может быть проведена ребенком для нескольких аудиозаписей по ступенчатой системе:
- нос не мешал рту произносить звуки;- нос немного мешал рту произносить некоторые звуки;
- нос сильно мешал рту произносить все звуки.
Полезно выполнение аудиозаписи не только для оценки динамики речевого развития, но и для сопоставления звучания слов в процессе коррекции голосоведения и звукопроизношения.
Часто после проведения слуховой тренировки отмечается уменьшение гиперназализации. В дальнейшем, помимо традиционных дифференцировок звуков, оппозиционных по месту образования, по способу образования, по участию голосовых складок, может оказаться важной дифференциация звуков, произносимых правильно и с включением компенсаторных гортанно-глоточных артикуляций, межзубных, палатализованных, боковых согласных, носовых и ротовых согласных.
- Создание в детском коллективе психологически комфортной среды
- Психологическая помощь ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы
- Формирование оптимальной коммуникативной среды
- Психологическая помощь
- Коррекция произношения шумных звонких согласных
- Постановка голоса
- Активизация небно глоточного затвора
- Особенности логопедической работы на этапе фразовой речи
- Развитие оральной моторики
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу