Коммуникационный процесс

Интегрированные маркетинговые коммуникации предполагают, прежде всего, определение целевой аудитории и формирование скоординированной программы продвижения для получения желаемой ответной реакции. Анализируя целевую аудиторию, важно понимать, через какие коммуникационные каналы потребитель получает информацию.

Например, покупая бытовую технику, потребитель ищет информацию в Интернет, спрашивает совета у знакомых, смотрит рекламу по телевидению и т. д.

Необходимо оценить важность каждого коммуникационного канала на каждой стадии процесса принятия решения о покупке. Для того чтобы разработать эффективную маркетинговую коммуникацию, необходимо сформировать понимание, каким образом коммуникационный процесс функционирует.

Коммуникационный процесс включает в себя девять основных элементов:

  • два основных элемента – отправитель сообщения и получатель сообщения – являются основными участниками процесса коммуникации. Отправителем сообщения является компания. Получателем является целевая аудитория, на которую направлены коммуникационные действия;
  • сообщение – замысел, идея, передаваемая в процессе коммуникации целевой аудитории. Сообщение является основой успешной коммуникации, состоит из слов и других символов, знакомых получателю. В маркетинговых коммуникациях сообщение принимает форму рекламы, личной продажи и т. д. Для успешной формулировки сообщения и его дальнейшего кодирования важно, чтобы отправитель четко понимал свою целевую аудиторию, для которой сообщение предназначено;
  • медиа – коммуникационный канал, через который сообщение попадает от отправителя к получателю (интернет сайт, радиоканал и т. д.);
  • кодирование – представление коммуникационного сообщения в виде символов (тексты, образы, звуки, цветовая гамма);
  • расшифровка – это процесс, в течение которого получатель сообщения понимает значение символов, закодированных отправителем, т.е. интерпретирует, например, рекламную картинку и понимает
    основную идею коммуникации;
  • ответная реакция – набор откликов получателей после получения сообщения (заинтересованность в продукте, намерение приобрести продукт, желание сравнить продукт с конкурентными, посещение сайта компании для получения информации);
  • обратная связь – часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя (обращения за дополнительной информацией, опробование рекламируемого продукта, регистрация на сайте, телефонный звонок в компанию, покупка товара и т. д.). Обратная связь является индикатором того, на сколько четко сообщение было сформировано и доставлено;
  • шум – незапланированное вмешательство внешней среды на всех этапах осуществления коммуникации. Например, на этапе кодирования сообщения отправитель использовал символы, не понятные получателю. В результате отсутствует общность мыслей, отсутствует коммуникация, получатель не понимает передаваемую в процессе коммуникации идею, не понимает ценности предложения. Шум может присутствовать и в канале коммуникации – например, рекламное объявление компании на странице журнала окружено рекламными объявлениями конкурентов и не привлечет внимание потребителей. Шум может присутствовать и на этапе расшифровки сообщения получателем – например, пассажиры в автобусе могут громко разговаривать и не услышать рекламу.

Рассмотрим основные факторы формирования успешной коммуникации:

  • отправитель должен четко понимать портрет целевой аудитории, которую он хочет достичь, а так же четко должен понимать желаемую ответную реакцию выбранной целевой аудитории;
  • отправитель в процессе кодирования сообщения должен подобрать такие символы, которые будут понятны получателю в процессе расшифровки коммуникационного сообщения;
  • выбранный коммуникационный канал должен соответствовать целевой аудитории. Другими словами важно понимать, какие журналы читает, какие телевизионные программы просматривает, какие радио-каналы слушает, какие сайты посещает выбранная целевая аудитория;
  • отправитель должен заранее создать каналы получения обратной связи от целевой аудитории.

Определение целевой аудитории, на которую будет направлена коммуникация. Другими словами, необходимо определить получателя сообщения. Это могут быть текущие или потенциальные клиенты компании, лица, принимающие решение о покупке, или специалисты, влияющие на процесс принятия решения покупателем и т. д. (как отдельные индивиды, так и группы).

Определение коммуникационных целей. Для постановки цели коммуникации на выделенную целевую аудиторию необходимо четко определить, какую ответную реакцию мы планируем получить. Однозначно, конечной целью любой коммуникации является продажа продукта.

Однако покупка продукта у компании – это результат прохождения покупателем длительного процесса, в течение которого покупатель проходит от стадии осведомленности до стадии приобретения продукта. И здесь главной задачей является определение, на каком из шести этапов готовности покупателей  находится целевая аудитория.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)