Исправительная (пенитенциарная) педагогика

Основным недостатком современной уголовно-исправительной системы представляется недостаточный уровень психолого-педагогического сопровождения процесса исправления осуждённых с целью стимулирования и развития положительных качеств личности для ресоциализации. Это понятие происходит от слияния латинских слов «re» – повторное, возобновляемое действие, «socialis» – общественный, а также от английского «resocialization» и немецкого «Resozialisierung» и рассматривается как повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида и осуществляется в условиях изменения установок индивида: целей, норм и ценностей жизни.

Исправительная педагогика («пенитенциарная» от лат. «poenitentiarius» – покаянный, исправляемый) изучает подходы, принципы и основы восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе.

Так как ТИУ ИУ реализуют карательную функцию, фундаментальный принцип пенитенциарности – учет фактора длительного существования индивида в условиях глобального надзора и регламентации, что приводит к необратимости процесса регресса личности.

Термин «пенитенциарная педагогика» введён в научный оборот в 90-е гг. XX в., а ранее употреблялось понятие «исправительно-трудовая педагогика». Как специальная отрасль педагогической науки она имеет непосредственное отношение к юридической педагогике. Из научно-педагогической полемики известно, что основной «грех тюрьмы» проявляется в следующем:

  • в отрыве человека от его социального окружения и зоны комфорта;
  • в разрушении привычных социальных связей;
  • в подавлении способности к свободному целеполаганию;
  • в разрушении возможности человеческой самореализации.

С этой точки зрения, изложим задачи пенитенциарной педагогики:

  • исследование с педагогической позиции самого процесса исправления;
  • разработку психолого-педагогических основ применения основных средств исправления осужденных;
  • исследование индивидуальных психолого-педагогических, духовно-нравственных и моральных особенностей личности осужденного, подлежащих исправлению;
  • изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных, с точки зрения педагогических инструментов влияния на эти процессы;
  • изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом через призму педагогических теорий и практик;
  • исследование социально-педагогических проблем в деятельности исправительных учреждений (ИУ).

Лишение человека свободы, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Каждый человек по-разному реагирует на этот фактор. Тюрьма, колония – это всегда ломка привычного уклада жизни, отрыв от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования, бедность духовная, нищета межличностных отношений, повседневные унижения достоинства человека. Отсюда – повышенные трудности адаптации:

  • частые межличностные конфликты;
  • недоброжелательность окружения;
  • грубость обращения;
  • скудные бытовые условия;
  • криминальная субкультура;
  • постоянное давление со стороны персонала;
  • криминализированных групповых лидеров.

Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка, кроме того, среди осужденных (заключенных) часто присутствуют личности, потерявшие ценностные ориентации в жизни. Многие страдают и от психических проблем, например, таких как аутизм (болезненная социальная отчужденность), разнообразными психическими аномалиями (психопаты, невротики, лица с крайне пониженной психической саморегуляцией). Они нуждаются не только в медико-реабилитационном и психотерапевтическом режиме, но и в педагогически верных подходах к процессу исправления и ресоциализации, т.к. понятия «стыд», «совесть» окончательно стираются в сознании осужденного. Происходит примитивизация личности, крайнее огрубление, резкое снижение уровня критической самооценки личности, утрата самоуважения и остатков социальной идентификации.

Исправить и воспитать преступника – значит осуществить глубинную личностную перестройку, изменить его личностную направленность. Исправление не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние – самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения – раскаяния.

В этом процессе немаловажно, с точки зрения педагогических воздействий, учитывать тот факт, что лишение свободы приводит человека к существенному переосмысливанию многих прошлых отношений и интересов, иной оценке отношений и благ, которые раньше не замечались или даже вызывали определенное раздражение:

  • взаимодействия в рабочей обстановке;
  • взаимоотношения в семье и ближайшем окружении;
  • переоценка прошлых собственных интересов;
  • своего отношения к людям.

Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше 5 лет вызывает необратимые изменения в психике человека. Учитывая темпы социальных изменений в настоящее время, у лиц, отбывавших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что большинство из них нуждаются в специальной помощи.

Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях используются различные виды продуктивной деятельности (обучение, труд, общение). Однако они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей педагогической деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Работой по ресоциализации осужденных на профессиональной основе занимаются начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники социальной защиты, которые работают по установленным методикам и программам, а также обязаны обладать знаниями в сфере юридической и пенитенциарной педагогики.

Система профессиональной психолого-педагогической подготовки к работе с осужденными предполагает особые требования к личности воспитателя:

  • компетентность в области юридическо-педагогических знаний;
  • особую морально-нравственную закалку;
  • твердость и сила характера;
  • невосприимчивость к разлагающему влиянию осужденных.

Требования к педагогическому коллективу ИУ в целом опираются на здоровые взаимоотношения в коллективе педагогов-воспитателей, высокий уровень сплоченности и целеустремленности.

Ежегодно из российских тюрем освобождаются более трехсот тысяч человек, и очень многие после выхода на свободу не могут устроить свою жизнь. В ряде регионов есть реабилитационные центры для бывших осужденных и опыт их работы довольно положителен. По статистике, те, кто проходят через такие центры, в 5-6 раз реже совершают преступления повторно. Завершающий и наиболее сложный период ресоциализации – реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых жизненных условиях, требующих значительных усилий, поскольку существует бытовая неустроенность и социальное отторжение. В этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социально-педагогических условий для реализации этой установки.

Проведенный ВНИИ МВД опрос осужденных показал, что на вопрос, с какими трудностями вы опасаетесь столкнуться после освобождения, опрошенные ответили:

  • 12,5% – с предвзятым отношением по месту работы;
  • 11,3% – по месту жительства;
  • 19,6% указали на сложность включения в нормальную жизнь.

В настоящее время, статистика свидетельствует, что на первый год после освобождения приходятся высокие показатели интенсивности рецидива преступлений; наибольшая вероятность «срыва»; совершение повторного преступления.

Поэтому в пенитенциарной педагогике первый год социальной реабилитации освобожденного крайне важен в сочетании с соответствующим социально-правовым обеспечением и созданием условий для начала его новой жизни. Нужны социальный контроль, проверка соответствия поведения реабилитируемого лица социальным ожиданиям и психолого-педагогическое сопровождение, содействие патронажных органов, упрочение положительных связей реабилитируемого лица с социальной средой посредством усвоения определенных педагогических приемов. Проблемы освободившихся и родных касаются не только их, но и всего социума, всех общественных институтов.

Помочь оступившемуся человеку вновь обрести свою человеческую сущность – одно из предназначений пенитенциарной педагогики, посредством восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, проблемы эффективности наказания, положительной динамики исправления личности осужденного в процессе исполнения наказания и последующей его ресоциализации.

Как относительно самостоятельная научная дисциплина исправительно-трудовая педагогика сформировалась во второй половине XX в., но её основы были заложены ещё в XIX веке и связаны с именами профессора Сибирского университета Фойницкина И.Я. («Основы тюремного дела»), Лучинского Н.Ф. («Очерки тюрьмоведения»), Познышева С.В., Дриля Д.А., Люблинского П.И., Герда А.Я. и др.

Вопросы исправления, перевоспитания и ресоциализации несовершеннолетних рассматриваются как один из разделов общей пенитенциарной педагогики и связаны они с именами Макаренко А.С., Сорока-Росинского В.Н. и др., создавших новый тип образовательно-исправительных учреждений.

Современные педагогические подходы утверждают, что пенитенциарное воздействие – воздействие особого рода, опирающееся на духовные ценности, что изменение личности должно произойти прежде всего внутри, а внешние побуждения – это качественные психолого-педагогические условия, побуждающие принимать верные решения на основе новых, измененных и сформированных установок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)