Информационные технологии и Интернет и их роль в образовательном процессе ВУЗа

Под средствами информационных обучающих технологий традиционно понимают программно-аппаратные компьютерные средства, телекоммуникации, сети информационного обмена, аудио- и видеотехнику, которые используются в образовательном процессе. Они используются в качестве носителей информации и инструментов деятельности педагогов и обучающихся.

Наблюдаются определенные тенденции: интерфейс – интуитивный, программы – удобные, отражающие различные вкусы и предпочтения, защищенные от сбоев. Но самое главное, что эти устройства интерактивны.

В сфере образования интерактивные поверхности позволяют педагогам и обучающимся писать, рисовать, строить графики, смотреть фильмы и презентации, а также использовать различные поверхности как экран компьютера. Специальные программы увеличивают или уменьшают необходимые детали, фото, картинки, связывают через Интернет в считанные секунды любые точки земного шара.

Таким образом, в качестве средств обучения выделяют материальные объекты, в том числе искусственные, специально созданные для учебных целей, вовлекаемые в образовательный процесс.

Основные функции средств обучения – информационная, обучающая, контрольная, а также мотивационная и оптимизирующая учебный процесс. Именно они образуют развивающую высокотехнологичную образовательную среду.

В настоящее время разработаны самые разные программные продукты учебного назначения: автоматизированные обучающие системы, электронные учебные курсы, электронные учебные комплексы, электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы, информационно-справочные системы, банки и базы данных. На рис. 6.8. представлен вариант классификации существующих программных средств. С развитием мультимедийных технологий представляется принцип оптимального использования их возможностей.

Демонстрационные программы позволяют естественным образом показать процессы в динамике их развития. Они особенно необходимы, когда другими средствами достичь этого невозможно. Практически незаменимы компьютерные средства и модели в тех случаях, когда обучающийся физически не может непосредственно наблюдать процессы.

Программные продукты на основе технологий искусственного интеллекта объединяют широкий класс средств, к которым относятся системы поддержки принятия решения, информационно-аналитические и экспертные системы, а также специальные средства
типа «изобретающей машины», основанных на методах теории решения изобретательских задач. Они обладают определенной эвристической способностью к нахождению оригинальных, близких к оптимальному, решений в различных областях. Подобные программные продукты достаточно дороги, однако использование демонстрационных версий вполне доступно. Например, информационно-справочные программные продукты «Гарант» и «Консультант» активно используются в образовательном процессе.

Таким образом, можно констатировать, что в современной образовательной деятельности активно реализуется электронное обучение (Е-Еducation), включающее работу в Интернет-среде, электронных библиотеках, разработку и использование учебно-методических мультимедиаматериалов, удаленных лабораторных практикумов и т.д.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет особенности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (сатья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

Успешность, высокое качество и эффективность деятельности специалистов дополнительного образования во многом зависит от уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности как важного компонента педагогической профессии. Она включает в себя способность и готовность проектировать свою деятельность с использованием компьютерных технологий, эффективно осваивать и использовать компьютерные программные приложения, которые решают задачи управления проектами и их информационного обеспечения. Важно понимание взаимообусловленности процесса использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): во-первых, следует понимать логику действий, задаваемую компьютером и уметь подчинять ей свои действия; во-вторых – знать о способах и формах эффективного использования его в педагогической деятельности, получая новые возможности в достижении результатов. Современный педагог, недостаточно включенный в информационную культуру, оказывается неспособен «подключиться» к информационной среде, невозможна его качественная профессиональная самореализация, подобно тому, как неграмотный человек не может пользоваться письменным документом. Интернет применяется как для связи между сотрудниками внутри организации, так и с внешними партнерами, потребителями и клиентами. Он позволяет заявить о себе на своих просторах, а также осуществлять текущее информирование о состоянии проекта по внутренней (локальной) интрасети всем заинтересованным участникам. В данном контексте, важно помнить, что развитие глобальной сети Интернет, появление социальных сетей, внедрение новых электронных сервисов, безусловно, расширяет возможности пользователей, но и предъявляет более жесткие требования к обеспечению безопасности и защиты информации.

Популярное нынче сетевое обучение следует рассматривать как способ организации обучения с использованием информационных технологий, посредством определенного канала связи, обеспечивающего взаимодействие педагогов и обучающихся, в также сопровождение процесса учебно-методическими материалами. В данном контексте следует отметить высокую эффективность социальных проектов в интернете в отношении людей с ограниченными возможностями, тех, кто проживает в отдаленных районах или не имеющим возможности надолго прервать профессиональную деятельность, но желающих активно участвовать в жизни, повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)