Методы, методики, средства в обучении

Методы обучения представляют собой способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение учебным материалом.

В современной педагогике ученые, определяя методы обучения, стремятся подчеркнуть их отдельные сущностные стороны. Ю.К. Бабанский определяет образовательные методы как способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по достижению задач обучения, воспитания и развития.

С точки зрения И.Я. Лернера, метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Следует подчеркнуть, что классическая дидактика видела в методе обучения преимущественно действия учителя по передаче знаний ученикам. Современная педагогика, исходя из понимания обучения как взаимодействия учителя и ученика, рассматривают методы обучения как способы совместной деятельности, как систему взаимосвязанных действий педагога и обучающихся для достижения целей обучения.

Метод состоит из приемов обучения, которые определяют как часть метода, средство и форму его воплощения, вариативную, индивидуализированную реализацию метода в опыте учителя. Как правило, под приемом понимаются достаточно кратковременные локальные педагогические действия: использование примеров, аналогий, проблемных вопросов, метафор и сравнений. В то же время, границы между методом и приёмом неопределенны, подвижны.

Существует множество классификаций методов по различным основаниям.

Одна из наиболее простых классификаций методов обучения – это классификация методов обучения по уровню активности учащихся:

  • пассивные – при которых обучающиеся только слушают и смотрят;
  • активные – организующие и стимулирующие самостоятельную работу обучающихся.

По дидактической цели выделяют методы:

  • приобретения новых знаний;
  • формирования умений и навыков;
  • применения знаний;
  • закрепления и проверки знаний, умений, навыков;
  • дидактических задач.

Подобный подход в известной степени устраняет разрыв между отдельными группами методов, а деятельность педагога направляется на решение дидактических задач.

По источнику получения знаний (Е.Я. Голант и др.) методы можно разделить на повествовательные, словесные (рассказ, лекция, беседа, дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (упражнение, лабораторная, практическая работа).

По характеру познавательной деятельности И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин выделяют методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • поисковый (эвристический);
  • исследовательский.

По месту в структуре обучающей деятельности Ю.К. Бабанским предложено классифицировать методы, исходя из функционального значения компонентов процесса обучения:

  • методы организации и осуществления учебной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации обучающихся;
  • методы контроля и самоконтроля учебной деятельности).

Традиционный метод – объяснительно-иллюстративный, подразумевающий, что педагог сообщает готовую информацию, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Процесс осуществляется с помощью устного слова (лекция, объяснение, диспут); печатного слова (учебник, дополнительные пособия); наглядных средств (таблицы, схемы, картины, видеоматериалы); практического показа способов деятельности (показ опыта, работы с техникой, способа решения задачи и т.п.).

Познавательная деятельность обучающихся сводится к запоминанию (которое может быть и неосознанным) готовых знаний. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Одним из путей стимулирования познавательной деятельности являются «активные методы», при использовании которых деятельность участников образовательного взаимодействия носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, ролевое разыгрывание и т.п., их детализация будет представлена далее.

Методика обучения представляет собой совокупность приемов и методов, которые определенным образом организованы и используются для достижения конкретных педагогических целей (освоение темы, курса, формирование компетенций и т.п.). В отличие от технологии в методике обеспечивается большая свобода и вариативность использования методов и средств обучения.

Важной тенденцией современной педагогики является использование «интенсивных методик», предполагающих организацию обучения в короткие сроки с длительными сеансами «погружения» с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга, интенсивного общения активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации.

Методы обучения должны выбираться таким образом, чтобы реализовать возможности развивающей, поисковой модели в технологических рамках.

В соответствии с этим важнейшими требованиями к ним должны стать проблемность, обеспечение возможностей для самостоятельного анализа, творческой самореализации в процессе синтеза в проектной деятельности.

Конструктивный анализ адекватности форм обучения показывает, что наиболее органично вписываются в развивающие технологии игровые методы, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах.

Методы и методики применяются в тесном единстве со средствами обучения (дидактическими средствами), которые являются частью педагогического процесса, средствами труда педагогов, элементами учебной среды. К ним относится инфраструктура – здания, участки, оборудование, аппаратура, учебные принадлежности, а также методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе документы, учебные и тематические планы, образовательные программы и другие учебно-методические материалы.

Основные функции средств обучения определяют их значимость и эффективность в обучении, воспитании и развитии (рис. 7.1.), оптимизируя возможности образовательного процесса и создавая развивающую образовательную среду.

В качестве средств обучения выделяют материальные объекты, в том числе искусственные, специально созданные для учебных целей, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструментов деятельности педагога и учеников. Наличие технических средств и программной образовательной среды стало основой для развития дистанционных образовательных технологий, которые определяют как особую форму организации обучения.

Дистанционное обучение – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Главные признаки дистанционного образования – удаленность участников процесса друг от друга и от образовательных ресурсов, использование информационных технологий и сети Интернет для взаимодействия в учебном процессе. В то же время необходимо понимать, что дистанционные образовательные технологии полностью не заменят непосредственное обучение.

Метод представляет собой совокупность приемов, правил и способов, способствующих получению объективных и истинных знаний. Методы обучения как упорядоченные взаимосвязанные способы педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности обучающихся по достижению образовательных целей могут быть представлены в различных классификациях в зависимости от выбора основного критерия (рис 7.2.).

Классификация методов – это упорядоченная по определенному основанию (признаку) система. Как видно из рисунка 7.2., в педагогике, в том числе и юридической, выделяют универсальный и частные методы исследования. Приведенная выше классификация необходима прежде всего с целью рационализации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Учитывая, что обучение – это чрезвычайно изменчивый и многофакторный процесс, система методов должна быть динамической, не стремящейся к единственно верной и неизменной структуре.

Анализ информации проводится следующими методами:

  • ранжирования;
  • типологизации и классификации;
  • статистических группировок;
  • шкалирования и индексирования;
  • выявления количественных зависимостей и т.д.

Для её сбора используют различные формы опросов:

  • экспертные опросы;
  • массовое анкетирование;
  • интервью и т.д.

Юридическая педагогика как научная отрасль располагает достаточно большим объемом научно обоснованных рекомендаций по их оптимизации и совершенствованию. В свою очередь, преподаватели-профессионалы должны обладать педагогической культурой, чтобы на высоком научно-педагогическом уровне проектировать и осуществлять образовательный процесс для подготовки профессиональных кадров юристов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)