Оценка качества образования

Основные проблемы качества во многом определяются традиционными, во многом устаревшими подходами к его обеспечению и существующими в образовательной сфере управленческими стереотипами.

Главное внимание уделяется результатам образовательной деятельности. Они составляют основу статистических данных, и они же являются главными показателями деятельности образовательных учреждений (ОУ), муниципальных и региональных образовательных систем.

Таким образом, преобладает оценка деятельности ОУ по результатам, зафиксированным в конце четверти, года. В то же время обеспечение качества с практической точки зрения должно быть основано на принципах системного и процессного подхода, принципе непрерывного управления, оперативного реагирования на изменение ситуации.

Сущность системно-процессного подхода можно представить в виде взаимосвязанных составляющих – систем, процессов, результатов (рис. 7.3).

Образовательные системы включают в себя педагогические коллективы, учащихся, учебные программы и планы, учебно-методические материалы, дидактические средства, подсистемы материально-технического и финансового  обеспечения, инфраструктуру, а также системы управления  различного уровня. Качество этих сложных систем во многом определяет качество образовательных результатов.

Качество системы – свойство или совокупность свойств, характеризующих её пригодность к использованию по назначению, способность удовлетворять определенные потребности. Для образовательных систем это прежде всего образовательные потребности. В современной практике образовательной деятельности качество определяется как степень соответствия заявленным в стандартах требованиям.

Результатом функционирования образовательных систем является получение образования, таким образом, качество результатов – качество образования.

Под качеством образования понимается совокупность характеристик, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Другая составляющая качества результатов – процессы. Без соответствующей организации и реализации процессов нельзя получить нужные результаты.

Для обеспечения качества процессов каждый педагог, руководитель должен четко представлять:

  • какие процессы выполняются;
  • каковы цели этих процессов;
  • как эти процессы взаимосвязаны, ориентированы по отношению к стратегической цели образовательной системы;
  • как они регламентированы документально;
  • что предполагается делать для улучшения этих процессов.

Если руководитель не имеете такого представления, то он не обладает основами для принятия решений, а у педагогов отсутствует четкое представление о том, что они делают и зачем.

Процессы функционирования образовательных систем подразделяются на основные, вспомогательные (обеспечивающие), управленческие и улучшающие.

Основным является образовательный процесс, представляющий собой единство подпроцессов:

  • обучения;
  • воспитания;
  • развития обучающихся.

Вспомогательные процессы – информационное, научно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение.

Управленческие процессы – планирование, организация, руководство, контроль, учет, анализ образовательной и хозяйственной деятельности.

Процессы улучшения включают инновационную деятельность, разработку и внедрение новых педагогических технологий, совершенствование учебно-материальной базы.

Качество всех видов процессов вносит существенный вклад в качество результатов. Качество процессов принято характеризовать понятиями результативности и эффективности.

Взаимосвязь базовых понятий управления качеством в соответствии с подходами международных стандартов ИСО 9004: 2000 представлена на рис. 7.4.

Понятие эффективности тесно связано с результативностью процесса.

Результативность – свойство, процесса, характеризующее его способность достигать целей функционирования. Иными словами, результативность – степень достижения целей функционирования.

Понятие эффективности представляет собой отношение результативности к затратам всех видов ресурсов (временных, физических, материальных, финансовых).

Таким образом, применительно к системам и результатам используется термин качество, в то же время качество процессов характеризуется результативностью и эффективностью.

В оценочной деятельности используются различные показатели качества и эффективности. Достоверная целостная оценка качества образования, деятельности образовательного учреждения предполагает использование системы обобщенных (интегральных) и частных показателей. Важно понимание соотношения понятий «показатель», «критерий», «индикатор» и их правильное использование.

Показатель качества (эффективности) – количественная или качественная характеристика системы, объекта, процесса. Например, степень освоения учебных программ по результатам промежуточной и итоговой аттестации учащихся применительно к конкретному ученику – это частный, индивидуальный показатель, применительно к образовательному учреждению в целом – обобщенный. Другой пример: количество учеников, приходящихся на один компьютер, – показатель, характеризующий уровень оснащенности информационно-вычислительными средствами.

Показатели могут быть количественными или качественными, они измеряются с помощью определенных шкал. Качественные показатели чаще всего оцениваются экспертами.

Критерии представляют собой решающие правила, по которым оценивается значение показателей. Различают следующие виды критериев.

Критерий соответствия требованиям. Такими критериями могут быть конкретные числовые критериальные значения. В частности, для выставления ученику оценки удовлетворительно им должно быть усвоено не менее 50% учебной информации, для признания уровня оснащенности образовательного учреждения вычислительной техникой хорошим необходимо, чтобы в школе было не менее одного компьютера на двух учеников.

Критерий максимума (минимума). Например, ставится задача обеспечить максимальное возможное количество компьютеров, или обеспечить стопроцентную успеваемость в образовательном учреждении. Кстати, стопроцентная компьютеризация на самом деле не является невыполнимой задачей, если сформулировать ее так, то каждому ученику должен быть предоставлен отдельный компьютер на тех уроках, где это необходимо.

Критерий превосходства используется для сравнительных оценок. В одном образовательном учреждении значения показателей успеваемости 77%, в другом – 69%. Понятно, где состояние дел лучше. В отдельных случаях термин «критерий» употребляется в обобщенном смысле как показатель и правило его оценивания.

Таким образом, выбор показателей решает задачу формирования наиболее полного и точного описания образовательной системы, процесса или результата, а выбор и использование критериев – задачи определения соответствия значений показателей требованиям, выявления сильных и слабых сторон деятельности, определения лучших и худших объектов, сравнения с лучшими образцами («бенчмаркинг»). Взаимосвязь этих понятий представлена на рис. 7.5.

В квалиметрический практике часто используется термин «индикатор». Индикатор – прямой или косвенный признак, который указывает на достижение показателем определенных значений. В отличие от показателя он не измеряется, а лишь свидетельствует о значении показателя. Примеры: позитивные высказывания родителей – один из индикаторов хорошего состояния дел в образовательном учреждении, тишина в классе – индикатор внимания и т.п. В то же время под индикаторами часто понимают относительные (дифференциальные) показатели – темпы роста или снижения. В отдельных случаях используется термин «целевые индикаторы», под которыми понимают критериальные значения, свидетельствующие о достижении целей обучения, например, для участия в конкурсе необходимо, чтобы в образовательном учреждении уровень успеваемости на «хорошо» и «отлично» был не менее 60%.

Таким образом, в процессе оценивания учащихся, деятельности образовательных учреждений важен как рациональный выбор систем (комплексов) показателей оценки, так и использование адекватных задачам оценивания критериев.

Мониторинг – непрерывное наблюдение за состоянием образовательной системы в процессе ее функционирования с целью поддержания основных характеристик в заданных пределах и предупреждения их отклонений от нормы.

В содержательном смысле мониторинг представляет собой процесс сбора, хранения, обработки, распространения и использования информации о функционировании образовательных систем.

Материальную основу мониторинга составляет система сбора, обработки, хранения и распространения информации  об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на управление ею, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития.

Основными функциями мониторинга являются оценка и прогнозирование состояний образовательной системы и ее подсистем, выявление возможных нарушений, отклонений, предупреждение потенциальных негативных тенденций. Осуществление мониторинга позволяет получать текущие оценки эффективности функционирования системы.

Информация, данные, полученные в ходе мониторинга должны использоваться в управлении. Мониторинг целесообразен и эффективен только во взаимодействии с системой управления и процессами принятия решений. В противном случае теряется его основной смысл, система управления перегружается избыточной невостребованной информацией.

Проблемы необходимой достаточности информации, эффективности ее использования в управлении, минимизации затрат на организацию и осуществления мониторинга являются ключевыми.

Мониторинг является инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для принятия эффективных управленческих решений. Ученые и практики предлагают различные подходы к мониторингу в образовании. Большинство из них в своих исследованиях рассматривают мониторинг как средство совершенствования системы информационного обеспечения управления образованием, повышения эффективности стратегического планирования развития образования, качества управленческих решений, в том числе при реализации педагогических инноваций, оценке качества образования.

Мониторинг в той или иной форме является составной частью деятельности органов управления образованием муниципального уровня и администрации образовательных учреждений.

Кратко охарактеризуем его цели, функции, методы, структуры.

Основные цели мониторинга:

  • обеспечение всех уровней управления информацией о количественных и качественных параметрах образования;
  • формирование ориентации управленческих структур на количественные оценки;
  • формирование модели всестороннего, обеспечения и управления качеством образования.

Основные функции мониторинга:

  • квалиметрическая (оценочная);
  • контрольно-наблюдательная;
  • управленческая;
  • прогностическая;
  • информационная;
  • социальная.

Основные объекты мониторинга:

  • уровень образованность ученика (сформированные знания, навыки, умения, компетенции);
  • образовательная среда;
  • образовательная система (региональная, муниципальная, образовательное учреждение);
  • воздействие образования на процессы изменения и развития в обществе, в регионе.

Основные критерии качества самого мониторинга:

  • степень соответствия целям, задачам, требованиям, нормам;
  • способность оценивать изменения состояния образовательных систем.

Иерархия систем мониторинга должна быть представлена следующими уровнями:

  • федеральным;
  • региональным;
  • муниципальных органов управлений образования;
  • образовательного учреждения;
  • класса;
  • ученика.

Основные источники информации для системы мониторинга:

  • статистические данные, накапливаемые в процессе функционирования образовательных систем (данные о текущей успеваемости, организации и осуществлении образовательного процесса и т. п.);
  • данные социологических исследований;
  • материалы аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
  • отчеты учебных заведений;
  • материалы и отчеты государственной итоговой аттестации выпускников;
  • материалы аттестации педагогических кадров;
  • результаты тестирования;
  • материалы итоговой государственной аттестации выпускников;
  • материалы сравнительных международных исследований;
  • результаты олимпиад и конкурсов;
  • ведомственная статистика;
  • региональная статистика;
  • доклады и аналитические записки отечественных и международных экспертов и другие источники.

Методы и технологии мониторинга

Методы и технологии мониторинга весьма разнообразны. Во многом они зависят от квалиметрической подготовки персонала и возможностей технических систем. В качестве основных следует выделить следующие методы мониторинговых исследований:

  • метод сравнительных оценок (сравнение с нормами качества образования как базами оценки);
  • метод экспертных оценок;
  • анализ документальных источников, например, содержательный и контент анализ образовательных программ и других документов;
  • анализ результатов предметных тестов и данных успеваемости;
  • сбор и анализ статистических данных о различных видах деятельности образовательных систем;
  • анализ баз и банков данных;
  • имитационное моделирование на ЭВМ;
  • социологические методы (социологический и социометрический опрос, факторный и корреляционный анализ, социальное прогнозирование).

Технологии организации мониторинга могут быть различными. Например, это представление статистических данных и отчетов за определенные периоды деятельности или накопление оценок и определение рейтинга учащихся в рейтинговых системах учета успеваемости. Так как дискретность сбора информации в ходе мониторинга может быть весьма различной в течение урока, ежедневно, еженедельно, в течение четверти, полугодия, учебного года, то различны и объемы этой информации. В любом случае должен соблюдаться разумный баланс между требуемой периодичностью сбора данных, их объемом и необходимостью представления в вышестоящий орган управления.

Формы представления результатов мониторинга:

  • сформированные и постоянно пополняющиеся базы данных о функционировании образовательных систем различного уровня;
  • статистические и научные отчеты (например, ежегодно могут издаваться
    сборники статистических показателей деятельности ОУ области и аналогичные сборники по районам).

Данные о мониторинге деятельности образовательных учреждений могут размещаться на их сайтах, публиковаться в школьных и муниципальных изданиях, в таких формах они доступны для родителей, потенциальных работодателей, возможных социальных партнеров.

Важной формой обобщения результатов мониторинга могут быть ежегодные аналитические доклады, содержащие анализ выявленных причинно-следственных связей. Такой анализ может проводиться на различных уровнях:

  • на уровне образовательного учреждения, специалиста-предметника, анализирующего содержательную сторону результатов выполнения диагностических работ; исследующего возможные причины как высокого, так и низкого уровня предметной обученности; формирующего рекомендации по предмету;
  • на уровне муниципального органа управления образованием, это основа для управленческих решений, характеризующая соответствие результатов диагностики аттестационным критериям образовательных учреждений;
  • на региональном уровне, уровне областного центра мониторинга, формируется обобщенная оценка, анализируется вся совокупность результатов, выявляются общие тенденции обучения, его результативность по различных предметам, в зависимости от различных параметров, выявляются взаимосвязи результатов и социально-демографических условий функционирования образовательных систем.

Для муниципального уровня управления наиболее важны следующие возможные направления и объекты мониторинга:

  • уровень обученности и воспитанности учащихся;
  • условия образовательного процесса;
  • характеристика контингента обучающихся;
  • состояние здоровья учащихся;
  • используемые образовательные технологии, уровень преподавания;
  • взаимодействие с социумом муниципального образования, социальное партнерство;
  • эффективность сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации профильного обучения;
  • изучение рынка труда и обновление содержания образования;
  • состояние подготовки специалистов по конкретным профессиям, востребованность выпускников (для системы СПО);
  • результаты аттестации и государственная аккредитация образовательных учреждений;
  • воспитательная деятельность в образовательных учреждениях;
  • ресурсное обеспечение образовательного процесса;
  • самообследование деятельности образовательных учреждений.

В качестве вывода следует отметить, что представленный подход к проблемам мониторинга качества образования представляет собой открытую систему, в которой охарактеризованы лишь главные ее составляющие, оказывающие решающее влияние на его результативность. Тем не менее, они позволяют проектировать систему оценки, осуществлять педагогический контроль на достаточно высоком уровне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)