Фискальная социология

Фискальная социология, по мнению Юргена Бакхауза, обретает смысл как отдельная область науки только тогда, когда появляются пробелы в результате расхождения социологии и экономики. Действительно, традиционные науки изучающие налогообложение, экономическая или юридическая наука с трудом могут объяснить тот факт, что долгое время в Европе налоговая система существовала на основе социальной структуры общества: существовала как податная часть населения, так и часть, освобожденная ох налогов из-за своего социального положения.

Еще Алексис Токвиль в работе «Старый порядок и революция» заметил социальную обусловленность системы налогообложения: в XVIII в. в Англии налоговые привилегии имели бедняки, в то время как во Франции от налогов были освобождены богатые граждане. В то же время вопрос о том, кто получает больше пользы от государства и кто должен платить за общественные блага — богатые или бедные, — в налоговой политике не решен до сих пор.

Таким образом, современному налогообложению предшествовала система перераспределения на основе не только рациональности, но и социально-этических принципов. И хотя налогообложение как инструмент политики традиционно изучается с точки зрения экономики, начиная с «Королевской десятины» Себастьяна Вобана или принципов Адама Смита, такой подход скорее помогает понять, какие последствия будут от введения системы налогообложения или от ее изменения, а ответ на вопрос о природе данного явления относится больше к социологии, истории и психологии.

По мнению А.Г. Саниной, за формализованными формулировками правовых норм и экономических показателей остается практически незамеченным то, что налоговые отношения по своей первоначальной сути представляют собой отношения социальные, т. е. связи между людьми, различными социальными группами и государством.

Причины Французской революции, по мнению А. Токвиля, заключаются в кризисе легитимности или в «относительной фрустрации» (relative frustration) (что в дальнейшем получило название «закон Токвиля»), когда улучшение условий жизни ведет к неприятию существующего порядка. Тем не менее цель налоговой нагрузки не является ее непосредственной причиной (налогообложение в Англии больше, чем во Франции, но считается более справедливым), и, по мнению М. Леруа, получается, что социально-политическая теория «относительной фрустрации» становится более актуальной, чем детерминированная экономическая теория обмена.

Другим аспектом анализа налогообложения является историческая эволюция форм данного явления. При существовании натурального хозяйства просто не существовало опосредованного финансирования так называемых общественных благ (чем, по сути, функционально и является система налогообложения) в том виде, в каком это знакомо нам в начале XXI в. Все потребности удовлетворялись в натуральном виде при непосредственном участии податного населения: военная служба, барщина, обработка общинных территорий и т. д.

По словам Вернера Зомбарта, люди производят еще не меновые ценности, но исключительно потребительные блага, т. е. качественно различаемые вещи, не переведенные в абстрактную форму стоимости. И только широкое распространение денег как инструмента обмена, рост производительности труда и усложнение социальной структуры создали предпосылки для перевода социального долга в форму оброка, ухода от практики рабства в результате разделения труда и роста численности населения при сохранении и укреплении централизованной власти.

Можно сказать, что фискальная социология — относительно молодая дисциплина, которая еще до конца не сформировалась. Значительная часть работ, посвященных социологическому анализу налогообложения и государственных финансов, разбросана по разным социальным наукам.

В целом исследования можно разделить на два основных направления. Во-первых, это теории, рассматривающие налогообложение в рамках становления государства, в которых рассматриваются прежде всего национальная политика налогообложения (в том числе и с исторической точки зрения), социально-политические функции налогов, формирование бюджета как результат борьбы различных классов и т. д.

Другое направление концентрирует свое внимание на поведении налогоплательщиков и их внутренней мотивации, уклонении от уплаты налогов, налоговой культуре и этике и изучает прежде всего неэкономические факторы действий налогоплательщиков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)