Значение стимулов

Чтобы разгадать причины вытеснения, я обращусь к идеям Фридриха Хайека, который учил экономистов рассматривать цены как сообщения.

Когда, скажем, из-за засухи на Среднем Западе США цена на хлеб растет, передается следующее сообщение: «Хлеб стал редким, его нужно экономить; готовьте картофель или рис на ужин».

Гениальность рынка как системы организации экономики, как указал Хайек, заключается в том, что вместе с сообщением приходит мотив относиться к сообщению с должным вниманием; картофель вместо хлеба на ужин сэкономит ваши деньги. Стимулы похожи на цены.

Мы увидим, что если бы власти Хайфы посоветовались с Законодателем, сообщение, которым бы сопровождался штраф за опоздание к своим детям, выглядело бы так:

«Ваши опоздания ложатся на наших сотрудников тяжелым грузом, поэтому постарайтесь забирать детей вовремя».

Но если цена хлеба передает пра­вильную информацию, хотя бы примерно, цена опоздания для родителей в Хайфе, по-видимому, передает совсем другое сообщение, не такое, которое вынуждало бы родителей «экономить» на опозданиях.

Кроме различия между категорическим и предельным вытеснением можно провести различие между двумя каузальными механизмами, из-за которых происходит вытеснение (или дополнение).

Во-первых, стимулы могут влиять на предпочтения, потому что они дают намеки на природу ситуации, в которой находится человек, и поэтому служат руководством для его поведения, заставляя использовать другие предпочтения. («Если вы совершаете покупку, совершенно нормально быть полностью эгоистичным; если вы с семьей, быть эгоистичным ненормально»). В таком случае мы можем сказать, что предпочтения являются зависимыми от ситуации, а наличие и природа стимулов являются частью ситуации.

Во-вторых, вытеснение может возникать потому, что стимулы изменяют процесс, в ходе которого люди приобретают свои предпочтения в течение жизни. В этом случае мы будем говорить, что пред­почтения являются эндогенными.

Экспериментальные данные могут прояснить влияние стимулов на процесс приобретения предпочтений, но большинство экспериментов слишком коротки (длятся, самое большее, несколько часов), чтобы выявить тот процесс социального обучения или социализации, обычно протекающий в детстве и подростковом возрасте, который делает предпочтения эндогенными.

Зависимость от ситуации возникает из-за того, что на действия влияет гетерогенный набор предпочтений —вредность, стремление к максимизации выигрыша, щедрость —и сила каждой составляющей набора зависит от ситуации, в которой принимается решение. Наши предпочтения различны при взаимодействии с начальником на работе, продавцом
в магазине или соседом. Начальник может пробуждать в нас вредность, а соседи —щедрость.

Чтобы лучше понять, как это работает, рассмотрим вопрос о подарках.

Экономисты знают, что деньги — лучший подарок, потому что они заменяют неинформированный выбор того, кто дарит, выбором того, кто получает подарок и, следовательно, может сам купить себе идеальный подарок.

Но во время праздников лишь немногие экономисты дарят деньги своим друзьям, семье или коллегам. Мы знаем, что деньги не могут передать заботу, романтический интерес, уважение, улыбку и множество других чувств, которые способен выразить подарок. Подарок — это не просто передача ресурсов; это сигнал об отношениях дарителя и получателя. Деньги изменяют этот сигнал.

Интересно
Можно ли сказать то же самое о стимулах? Большинство психологов не сомневается в том, что можно. Марк Леппер и соавторы объясняют, почему: «Многообразие социальных значений материальных поощрений отражается в проводимых нами в повседневной жизни различиях между взяткой и бонусом, стимулом и зарплатой… Они несут различные коннотации в следующих отношениях: (I) вероятные условия, в которых будет предложено поощрение, (п) предполагаемые мотивы дарителя и (ill) отношения между агентом и получателем поощрения».

Все три элемента передаваемой со стимулом информации — «вероятные условия», «предполагаемые мотивы» и «отношения» —могут влиять на общественно ориентированные предпочтения того, на кого нацелен стимул. Иногда это плохие новости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)