Экономика открывает Аристотеля

Исследования, проведенные в последующие годы, заставили умерить пыл. Как мы увидели, экспериментальные и прочие свидетельства ясно говорят о том, что этические и альтруистические мотивы широко распространены и, более того, как утверждал Титмус, могут быть вытеснены стимулами. В то же самое время экономисты обнаружили, что простые
метафоры из учебников, как «лавка фруктов» в примере Бьюкенена, внутри которой «обе стороны соглашаются по поводу прав собственности», не слишком хорошо помогают понять капиталистическую экономику.

Экономическая теория обратилась к исследованиям процесса обмена в условиях неполных контрактов, то есть в таких ситуациях, когда не все важные для обмена детали могут быть прописаны в обязательном для исполнения соглашении.

Новые модели рынка труда, например, рассматривали работу не как что-то, по поводу чего можно заключить контракт, так что хорошее выполнение работы зависело по крайней мере от внутреннего желания работника сделать работу хорошо. Точно так же, на кре­дитном рынке даже с самыми лучшими контрактами нельзя гарантировать возврат займа, если заемщик признает себя банкротом; кредиторы должны доверять описанию проекта, под который заемщик берет деньги.

В новой микроэкономике труда, кредита и прочих рынков перечисляется множество способов, которыми, как отмечал Эрроу, социальные нормы и моральные кодексы могут побудить экономических агентов интернализировать издержки и выгоды от своих действий в ситуациях, когда этого нельзя прописать в контракте. Трудовая этика может побудить работника интернализировать издержки, которые наниматель несет от его общения с друзьями в социальных сетях в рабочее время.

Честность заемщика не позволит занизить риски проекта, для которого он пытается найти деньги, если в случае провала проекта эти деньги, по всей видимости, никогда не будут выплачены. Экономисты начина­ют понимать, почему одних только цен недостаточно для того, чтобы сделать работу морали.

Еще одно новшество в экономической теории — в кажущейся несвязанной с предыдущими рассуждениями макроэкономике — поставило под сомнение политическую парадигму «конституции для мошенников». Тридцать лет назад Роберт Лукас пере­
вернул сознание экономистов простым наблюдением: налоги и прочие государственные интервенции в частную экономику влияют не только (как и предполагалось) на издержки и выгоды действий граждан, но и на их убеждения о будущих действиях остальных (в том числе и о будущих действиях правительства).

Например, введение более строгих штрафов за неуплату налогов дает стимулы к оплате, но также сообщает информацию о том, что налоги часто не платят, что заставляет тех граждан, которые раньше были честными, уклоняться.

Лукас сделал вывод, что предсказать эффект от политической меры можно только с учетом возможных косвенных эффектов на убеждения, поэтому нужно изучать совместный результат, в котором взаимозависимыми оказываются убеждения граждан и экономические действия, на которые нацелена политическая мера.

Вывод Лукаса состоял в том, что новая экономическая политика не является интервенцией в застывшую модель экономики, но изменением в самой механике работы модели:

«Если учесть, что структура эконометрической модели состоит из оптимальных правил принятия решений у экономических агентов, а оптимальные правила принятия решений изменяются систематически с изменением структуры… релевантной для тех, кто принимает решения, можно сделать вывод о том, что политика будет систематически изменять структуру эконометрических моделей».

Лукас заключает:

«Лица, принимающие решения, которые хотят предсказать реакцию граждан, должны учитывать убеждения этих граждан».

Эта идея оказалась настолько важной, что экономисты сохранили при ней имя автора —«критика Лукаса» удостоилась чести, которой не удостоилась невидимая рука. Я применю логику Лукаса к тем случаям, когда стимулы изменяют не только убеждения (о чем писал Лукас), но и предпочтения.

Неудивительно, что в свете этих и других открытий экономическая теория начала изменяться. Альберт О.Хиршман смеялся над экономистами, которые, по его словам, предлагали «реагировать на не­ этичное и антиобщественное поведение повышением издержек этого поведения, а не введением стандартов, и запретов и санкций за их нарушение». Возможно, думал Хиршман, экономисты «рассматривают людей как потребителей с неизменными или случайно изменяющимися вкусами в части как гражданского, так и потребительского поведения».

Экономисты, по мнению Хиршмана, отбрасывают тот факт, что «ключевой целью публично объявляемых законов и предписаний является стигматизация анти­ общественного поведения, то есть влияние на цен­ ности и моральные установки».

Политический теоретик Майкл Тейлор развил идею Хиршмана о том, что юридические структуры определяют предпочтения и общественные нормы. Он пошел дальше, и перевернул оправдание государственной власти Томасом Гоббсом, предположив, что человек Гоббса может быть результатом, а не причиной существования государства Гоббса6. Чтение Хиршмана и Тейлора в 1980-х гг. заставило меня взяться за проект, итогом которого стала эта книга.

Интересно
Экономисты, по крайней мере, некоторые из них, не только перечитали Титмуса, но и заново открыли для себя Аристотеля. Что должен делать Законодатель, с его знанием о возможной антисинергии между стимулами и общественными мотивами, которые теперь считаются критически важными для хорошо функционирующей экономики и общества?  Новый поворот в экономической науке признает проблему вытеснения, но не дает ответа на этот вопрос. Его политические последствия не были систематически изучены в бурно развивающейся области экспериментальной литературы.

Не была прослежена и логика недавних достижений экономической теории, которые могли бы прояснить дилемму Законодателя и, возможно, подсказать выход из нее. У Законодателя много работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)