Загадка

Три причины, по которым стимулы могут вытеснять общественно ориентированные предпочтения — плохие новости, моральное отчуждение и неприятие контроля —дают аристотелевскому Законодателю часть той информации, которая необходима ему для разработки таких стимулов, которые дополняли бы, а не замещали желание придерживаться общественных норм и проявлять щедрость по отношению к другим гражданам. В каждом из случаев можно разработать такую политику, которая минимизировала бы вытеснение и, возможно, даже вызывала бы дополнение.

При рассмотрении возможностей Законодателя в последних двух главах, я приведу примеры эффективных стимулов, которые содержат ясный сигнал о взаимной выгоде сторон (избегая морального отчуждения), вводятся людьми, которые лично от них ничего не выиграют (избегая плохих новостей) и могут дополнять, а не подрывать внутреннюю мотивацию (избегая неприятия контроля). Но до этого нам пока далеко.

У нас нет недостатка в свидетельствах существования общественно ориентированных предпочтений, и тот факт, что они способствуют совершению взаимовыгодных сделок и поддерживают прочие основы общественной жизни, но часто вытесняются явными экономическими стимулами, представляет собой загадку, которую нам необходимо разрешить, чтобы двинуться дальше.

Отрицательное влияние стимулов на щедрость, реципрокность, рабочую этику и прочие мотивы, без которых немыслимы хорошо функционирующие институты, как будто обрекает на гибель любое общество, в котором широко используются экономические стимулы.

Каким образом обществам удалось избежать порочного круга, в котором рынки и прочие основанные на стимулах институты подрывают собственные культурные основания, что приводит к еще большему использованию стимулов для компенсации ис­чезающих этических и альтруистических предпо­
чтений?

Почему глава пожарного управления и пожар­ные Бостона не оказались запертыми в своеобразной экономической и культурной «гонке вооружений», в ходе которой глава управления вводил бы все более и более жесткие штрафы, а пожарные отвечали бы все более и более эгоистичными действиями до тех пор, пока пожарные совсем не отринули бы свой общественный долг, проявив тот оппортунизм, который глава управления приписал им с самого начала? И почему эта динамика не проявляется в любом обществе, основанном на рынке? Не останемся ли мы не только с конституцией для мошенников, рекомендованной Юмом, но и, в противоположность идеям Юма, с обществом, состоящим из мошенников?

Описанные до настоящего момента эксперименты, как и примеры из повседневной жизни, показывают, что беспокоиться об этом не стоит. Есть два возможных объяснения.

Во-первых, я мог неверно описать проблему вытеснения или переоценить ее серьезность.

Во-вторых, возможно, что отрицательное влияние рынков и стимулов на общественно ориентированные предпочтения действительно существует, но во многих обществах оно компенсируется другими социальными процессами, которые позволяют устойчивой гражданской культуре не только сохраняться, но и процветать.

Я строю модель для объяснения того, как подобный порочный круг культурного упадка может возникнуть, и рассматриваю причины, по которым либеральным обществам удалось его избежать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)