Измерение категорического и предельного вытеснения

Любопытное исследование показывает, что эффекты стимулов могут быть оценены эмпирически и вытеснение, как категорическое, так и предельное, действительно наблюдается. Бернд Ирленбуш и Габриэль Рухала провели эксперимент с общественными благами, в ходе которого 192 немецких студента были поставлены в следующие условия: стимулы либо отсутствовали, либо индивиду, внесшему наибольший вклад, давался бонус, низкий или высокий.

Выигрыши были такими, что даже без стимулов индивиды максимизировали свой выигрыш, вкладывая 25 единиц. Вложенные и полученные единицы затем переводились в евро, так что, как и в экспериментах с колумбийскими крестьянами, игра шла на реальные деньги, которые студенты могли оставить себе после окончания игры.

На рис. 3.4 мы видим, что в отсутствие стимулов средний размер вклада составлял 37 единиц, что на 48% больше 25 единиц, которые должны были бы вложить участники эксперимента, если бы их заботила только материальная выгода. Как и колумбийские крестьяне, немецкие студенты в эксперименте показали существенные общественно ориентированные предпочтения.

При низком бонусе вклады были немного выше, чем в отсутствие стимулов, но разница статистически незначима. При высоком бонусе вклады существенно выросли, но размер вклада (53 единицы) лишь немного (и незначимо) превышал предсказанный для эгоистичных участников эксперимента размер вклада (50 единиц). И опять, поведение немецких студентов очень похоже на поведение колумбийских крестьян: стимулы работают, но с сопутствующим культурным ущербом.

Можем ли мы подробнее проанализировать культурный ущерб и понять, в чем его причина? Сандра Поланья-Рейес и я придумали, как это можно сделать. Мы предположили, что предельное вытеснение влияет на наклон функции наилучшего отклика граждан фиксированным образом (то есть функция осталась линейной, как линии на рис. 3.3).

Затем мы смогли использовать наблюдаемое поведение в экспериментах с низким и высоким бонусами для того, чтобы оценить предельный эффект бонуса, то есть ту величину, на которую стимулы понижают наклон кривой.

Мы рассчитали, что увеличение бонуса на одну единицу приводит к увеличению вклада на 0,31. Эту величину стоит сравнить с 0,42 —предельным эффектом на поведение индивида без общественно ориентированных предпочтений, отреагировавшего на субсидии наилучшим образом. Таким образом, вытеснение снижает пре­дельный эффект от стимула на о,и, то есть на 26% по сравнению со случаем сепарабельности.

Оцененное влияние стимула также показывает уровень категорического вытеснения, а именно разницу между наблюдаемым вкладом (37,04) в отсутствие стимула и закрашенной точкой, которая обозначает предсказанный размер вклада (34,56) при наличии сколь угодно небольшого стимула («е стимула») (точка пересечения с вертикальной осью линии, проходящей через наблюдаемые точки). Получается, что стимул категорически снизил размер вклада на 2,48.

Это категорическое снижение вклада составляет 21% от величины общественно ориентированных предпочтений граждан, измеренных как превышение наблюдаемого размера вклада над тем, который бы предложил абсолютно эгоистичный человек в отсутствие стимула.

Глядя на рис. 3.4, Законодатель может увидеть, к каким результатам приведут доступные ему политические меры. Наивный законодатель предположит, в соответствии с максимой Юма, что граждане являются мошенниками, и будет оценивать эффективность политики по нижней линии, проходящей через незакрашенные точки.

Менее наивный законодатель примет во внимание общественно ориентированные предпочтения граждан (о наличии которых знал Юм), но будет считать, что общественно ориентированные предпочтения и стимулирующая субсидия сепарабельны (предположение, которого Юм тоже, несомненно, придерживался), так что оценивать эффективность политики он будет по верхней линии (проходящей через закрашенные квадраты).

Аристотелевский Законодатель, который знает и о наличии общественно ориентированных предпочтений, и о том, что они могут вытесняться стимулами, заключит, что эффективность политики нужно оценивать на основе линии, проходящей посередине.

Категорическое вытеснение можно увидеть и в других экспериментах. В одном из них, готовность помочь незнакомцу погрузить диван в кузов грузовика оказывалась значительно ниже, если за помощь предлагалось небольшое вознаграждение по сравнению с ситуацией, когда не предлагалось никакого вознаграждения вообще; но уже вознаграждение среднего размера увеличивало готовность помочь.

Понятно, что здесь мы сталкиваемся с категорическим вытеснением. С помощью этих данных мы попытались повторить расчеты, которые мы с Поланья-Рейес проделали для данных Ирленбуша и Рухала, и согласно нашим оценкам, простое наличие стимула снижает готовность помочь на 27% по сравнению с ситуацией без стимула.

Еще один эксперимент Карденаса позволяет нам разделить категорическое и предельное вытеснение, но мы наблюдаем в нем категорическое дополнение. Впервые мы столкнулись со свидетельством того, что стимулы и общественно ориентированные предпочтения могут иногда дополнять, а не только замещать друг друга. Поскольку в дополнении и состоит цель аристотелевского Законодателя, этот результат стоит рассмотреть подробнее.

Как и в своем более раннем исследовании, Карденас предложил испытуемым сыграть в игру «Общий ресурс» (общественная «беда»), похожую на реальную проблему использования общих ресурсов, с которой сталкиваются колумбийские крестьяне.

Как и в прошлом эксперименте Карденаса, в отсутствие каких-либо явных стимулов крестьяне извлекали меньше экспериментального «ресурса», чем могли бы, если бы они максимизировали свой личный выигрыш, что указывает на достаточную готовность жертвовать личной выгодой для защиты ресурса и увеличения выигрыша группы.

Когда их заставили играть с наличием небольшого штрафа, который выплачивался в том случае, если при проверке обнаруживалось избыточное использование ими ресурса, они извлекали еще меньше, чем в ситуации без штрафа, то есть штраф приводил к запланированному эффекту.

Но вот результат, который не очевиден на первый взгляд: тот факт, что они отклонились от поведения полностью эгоистичного субъекта на 25% сильнее по сравнению с ситуацией в отсутствие стимула, указывает на то, что штраф увеличил величину общественно ориентированных предпочтений, заставив их придавать большую ощущаемую ценность умеренному использованию ресурса.

Небольшой штраф дополнил общественно ориентированные предпочтения; стимул привел к сопутствующей культурной выгоде.

Характерно, что увеличение изначально небольшого штрафа не оказало практически никакого влияния. По-видимому, штраф здесь работал не как стимул (если бы он работал как стимул, то при большом штрафе влияние было бы больше, чем при маленьком).

Интересно
С точки зрения Карденаса, само наличие штрафа (неважно, маленького или большого) было сигналом, который предупреждал участников эксперимента об общественном характере взаимодействия и важности сохранения ресурса. Главный эффект возникал из-за того, как штраф влиял на фрейминг ситуации, а не на то, как он изменял материальные издержки и выгоды от эксплуатации леса. С точки зрения Карденаса, эффект объясняется моральным сообщением, а не денежным мотивом.

Законодатель хотел бы знать, почему во втором эксперименте Карденаса небольшой штраф дополнил общественно ориентированные предпочтения, в то время как в первом эффекте произошло прямо противоположное. Конечно, в экспериментах участвовали разные крестьяне, и фрейминг штрафа мог отличаться.

Мы рассмотрим другие примеры штрафов как сообщений — с положительными эффектами, как здесь, но чаще с эффектами вытеснения. Эти случаи служат важными уроками о том, почему стимулы иногда оказываются контрпродуктивными и как благодаря продуманным политическим мерам стимулы могут дополнять общественно ориентированные предпочтения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)