Зарождение гуманистической педагогики
На каждом этапе своего исторического развития педагогика представляет собой многообразие сосуществующих концепций, часть из которых выступают как альтернативные или дополняющие друг друга способы описания и проектирования педагогической действительности.
При этом каждый общественно-исторический период характеризуется определенным набором типичных для педагогической науки критериев постановки цели, выбора средств их осуществления, оценки результатов функционирования педагогической системы.
Среди них следует выделить:
- критерий взаимоотношений обучающего и обучаемого (равенство – императивность);
- критерий теоретического осмысления средств достижения педагогических целей (творчество – догматизм);
- критерий практического подхода к организации педагогического процесса (свобода – регламентация);
- критерий содержательности учебной деятельности ( академичность – прагматизм);
- критерий организации жизненного пространства (создание/преобразование – использование/присутствие).
Существует закономерность в том, что каждый исторический период характеризуется доминирующим типом функционирования педагогических систем. Вместе с тем данная система может улавливать тенденции развития, связанные со сменой в общественном сознании и преобразованием ценностного отношения к человеку.
При этом понятие педагогической альтернативы чрезвычайно гибкое, подвижное: то, что представляется альтернативным в определенный период, может утратить признаки альтернативности и, адаптируясь к общественной реальности и частично изменяя ее, стать нормативным явлением.
Существует неразрывная диалектическая связь между нормативной педагогикой как отражением логики сложившейся, установившейся ситуации и альтернативной педагогикой как отражением логики перспектив формирующейся ситуации.Педагогическая альтернатива зарождается в недрах официальной педагогики: иногда как ее логическое продолжение, но чаще всего как протест против сложившихся устоев и новый путь решения проблем. Поэтому, как считает М.Н.Певзнер, не следует рассматривать альтернативную педагогику как замкнутую область в педагогической теории и практике.
- Компоненты педагогической системы
- Анализ динамики жизнедеятельности человека
- Интеракционное измерение
- Исследование педагогической системы
- Критерии гуманизации образования
- Причины неоднозначности современной педагогики
- Гуманизация образования
- Гуманистическая ориентация
- Агенты и факторы макропроцессов в сфере образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу