Зарождение гуманистической педагогики

На каждом этапе своего исторического развития педагогика представляет собой многообразие сосуществующих концепций, часть из которых выступают как альтернативные или дополняющие друг друга способы описания и проектирования педагогической действительности.

Все эти педагогические концепции имеют свои культурологические основания (национальных, политических особенностей, региональной специфики и т.п.), конкретизируемые и интерпретируемые личной направленностью их авторов, их философскими, антропологическими и психологическими предпочтениями.

При этом каждый общественно-исторический период характеризуется определенным набором типичных для педагогической науки критериев постановки цели, выбора средств их осуществления, оценки результатов функционирования педагогической системы.

Среди них следует выделить:

  • критерий взаимоотношений обучающего и обучаемого (равенство – императивность);
  • критерий теоретического осмысления средств достижения педагогических целей (творчество – догматизм);
  • критерий практического подхода к организации педагогического процесса (свобода – регламентация);
  • критерий содержательности учебной деятельности ( академичность – прагматизм);
  • критерий организации жизненного пространства (создание/преобразование – использование/присутствие).

Существует закономерность в том, что каждый исторический период характеризуется доминирующим типом функционирования педагогических систем. Вместе с тем данная система  может улавливать тенденции развития, связанные со сменой в общественном сознании и преобразованием ценностного отношения к человеку.

Таким образом, любая социальная общность в той или иной степени может характеризоваться наличием традиционных и альтернативных педагогических систем.

При этом понятие педагогической альтернативы чрезвычайно гибкое, подвижное: то, что представляется альтернативным в определенный период, может утратить признаки альтернативности и, адаптируясь к общественной реальности и частично изменяя ее, стать нормативным явлением.

Существует неразрывная диалектическая связь между нормативной педагогикой как отражением логики сложившейся, установившейся ситуации и альтернативной педагогикой как отражением логики перспектив формирующейся ситуации.

Педагогическая альтернатива зарождается в недрах официальной педагогики: иногда как ее логическое продолжение, но чаще всего как протест против сложившихся устоев и новый путь решения проблем. Поэтому, как считает М.Н.Певзнер, не следует рассматривать альтернативную педагогику как замкнутую область в педагогической теории и практике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)