Введение в мир цифровых технологий

Современный мир практически невозможно себе представить без информационных систем, компьютеров и смартфонов. Развитие технологий вычислительной техники и цифровых телекоммуникаций оказывает всевозрастающее влияние на различные сферы человеческой деятельности. Локомотивом внедрения инновационных цифровых технологий выступают ТНК, топ-менеджмент большинства которых уже в полной мере осознаёт необходимость интеграции в цифровую среду.

Цифровые технологии трансформируют сферы предпринимательства, труда и государственного управления. Именно поэтому третья глава, и цифровые технологии, рассматриваемые в ней на основе работы автора и в соавторстве, наряду с рассмотренными в первой главе методологическими аспектами управления стоимостью и формированием оптимальной корпоративной культуры ТНК во второй, формируют фундамент эффективного управления и максимизации доходов современных ТНК.

Наиболее значимые цифровые технологии, обеспечивающие продвижение товаров и услуг на глобальных рынках, а также эффекты от их внедрения представлены на рисунке 3.1. Применение технологии блокчейн позволяет создавать базы данных, в которых может храниться вся информация о всех транзакциях между субъектами международного предпринимательства.

Термин Big Data («большие данные») можно определить как социально-экономическом феномен, связанный с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных, в некоторых проблемных областях – весь мировой объём данных, и вытекающих из этого трансформационных последствий.

Результатом деятельности пользователей в интернете или в режиме «офлайн» является цифровой след, представляющий широкие возможности для дальнейшего анализа. Покупка по кредитной карте, запрос в поисковой системе, перемещения со смартфоном, каждая поставленная отметка «нравится» в социальных сетях: все это сохраняется. Искусственный интеллект позволяет решать задачи машинным способом с помощью программных средств, которые до сих пор не удавалось решить человеку, в частности создать самообучаемую систему на основании собранного полного массива данных с помощью «больших данных».

Технологии искусственного интеллекта все более востребованы практически во всех сферах предпринимательской деятельности промышленно развитых и развивающихся стран: в безопасности, в медицине, в коммерции, в производстве, разработке программного обеспечения и многих других. В частности, для коммерции применение подобных технологий уже сегодня позволяет значительно усилить свои позиции в обслуживании клиентов, продажах, маркетинге.

«Управление доходами (ревеню-менеджмент)» – современный инновационный подход, развивающий представления экономической теории о балансе предложения и спроса применительно к предпринимательству на конкурентных рынках.

Введение в мир цифровых технологий

В качестве маркетинговых инструментов можно выделить социальные медиа, концепцию интернет вещей, виртуальную и дополненную реальность, цифровые продукты (в том числе ERP и CRM системы: аббревиатура ERP на англ. языке означает enterprise resource planning, в переводе с англ. системы планирования ресурсов предприятия; аббревиатура CRM на англ. языке означает customer relationship management, в переводе с англ. управление отношениями с клиентами). Социальные медиа можно определить как инновационные интернет решения в он-лайн маркетинге.

Интересно
Социальные сети целесообразно использовать для продвижения нового продукта на основе построения инновационных бизнес-моделей, а также для создания устойчивых связей с потребителями товаров и услуг без каких-либо ограничений по месту и времени. Идеология интернета вещей направлена на повышение эффективности предпринимательства за счет автоматизации процессов в различных сферах деятельности и исключения из них человека.

В использовании технологий интернета вещей (IoT) международные компании должны ориентироваться в первую очередь на массовые сегменты IoT, где побуждением конечных пользователей к использованию решений и сервисов IoT являются рыночные стимулы, такие как «умный дом», «умный транспорт», торговля и финансовые услуги. Активное внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности позволят существенно сократить издержки и ускорить рабочие процессы в международных компаниях. С помощью устройств, сочетающих элементы дополненной и виртуальной реальности пользователи смогут смотреть развлекательные программы, присутствовать на массовых мероприятиях и совершать покупки, что значительно расширит возможности малого и крупного бизнеса.

В частности, крупнейшая в мире компания – Apple активно работает над внедрением технологий дополненной реальности в свои устройства. В новом флагмане – смартфоне iPhone 8, релиз которого прошел осенью 2018 г. используется сенсорный лазерный датчик для работы с технологиями дополненной реальности, что позволило компании повысить качество работы приложений ARKit и тем самым сделать технологию еще мощнее.

Цифровой продукт – это произведение труда, т.е. товар, который имеет цифровой вид и выставляется на продажу. Суть систем ERP заключается в том, чтобы автоматизировать все бизнес-процессы при помощи единого интегрированного пакета. Системы CRM предназначены для управления отношениями с заказчиками, т.е. включают в себя управление продажами, маркетингом и клиентским сервисом.

Можно выделить три основных эффекта от внедрения цифровых технологий: дифференциация, формирование новых источников дохода и сокращение затрат. Дифференциация выражается в возможностях создания персонифицированной таргетированной онлайн рекламы за счет применения «больших данных» и систем искусственного интеллекта.

C помощью цифровых продуктов и социальных медиа формируется и доводится до конечного пользователя персонифицированная таргетированная онлайн реклама. Маркетинговые исследования проводятся с применением технологии дополненной и виртуальной реальности, а процесс ценообразования осуществляется на основе принципов «ревеню-менеджмента» и «больших данных».

Новые источники доходов могут быть сформированы за счет:

  • создания виртуальных копий покупателей с помощью технологии искусственного интеллекта и «больших данных»;
  • внедрения концепции интернета вещей;
  • расширения линейки цифровых продуктов;
  • торговли персонифицированными данными клиентов и кросс продаж на основе смоделированных предпочтений клиентов;
  • роста онлайн продаж с использованием технологии блокчейн.

Оптимизации затрат можно достичь за счет прогнозирования спроса на основании принципов «ревеню-менеджмента»; автоматизации распределительных центров и управления запасами за счет применения «больших данных», систем искусственного интеллекта и технологии блокчейн; увеличения числа виртуальных торговых точек за счет расширения линейки цифровых продуктов, активного использования социальных медиа и концепции «интернета вещей».

При продвижении товаров и услуг для получения максимального эффекта при использовании цифровых технологий целесообразна адаптация методов психометрии. Психометрия или психография является разделом психодиагностики и по сути открывает возможности для количественной оценки человеческой личности. В качестве стандарта в современной психологии выступает так называемый «метод океана» (аббревиатура OCEAN обозначающая пять измерений на английском языке).

Анаграмма OCEAN расшифровывается так: О (Openness), в переводе с англ. открытость, С (Conscientiousness) в переводе с англ. добросовестность, Е (Extroversion) в переводе с англ. экстраверсия, A (Agreeableness) в переводе с англ. дружелюбие, N (Neuroticism) в переводе с англ. нейротизм.

В буквальном переводе c английского языка OCEAN означает ОКЕАН. Таким образом структуру личности можно представить как профиль оценок с соответствующими шкалами по пяти фактора. Алгоритм адаптации методов психометрии при использовании цифровых технологий представлен на рисунке 3.2.

Введение в мир цифровых технологий

На начальном этапе необходимо собрать максимально возможную информацию о потребителе. Это сравнительно несложно, поскольку любой пользователь социальных сетей оставляет свой уникальный «цифровой след» и эту информацию и предлагается анализировать.

Дальнейшая обработка личной информации и данных о предпочтениях оставленных потребителями в цифровой среде (например, на основании отметок «нравится» или «не нравится» или просто комментариями в социальных сетях) осуществляется на основе анализа психологии их поведения онлайн с помощью метода ОКЕАНа, технологии «больших данных» и искусственного интеллекта.

Далее формируется таргетированный контент, ориентированный на определенное действие потребителя, например, на покупку товара или услуги. При необходимости с помощью формирования соответствующего контента можно даже изменить поведение потребителя, например, на основании анализа психологического портрета пользователя спровоцировать его на покупку соответствующего дополнительного цифрового продукта. По сути, конечной целью алгоритма является формирование таргетированной рекламы на основе цифрового следа, оставленного пользователем в социальных сетях, с целью повышения объема продаж продвигаемых товаров и услуг и рентабельности продаж.

Интересно
Развитие «новой экономики» является ключевым условием обеспечения высокого, устойчивого и качественного экономического роста, который происходит главным образом не за счет увеличения традиционных факторов производства (сырьевых ресурсов, численности занятых и объема основного капитала), а на основе, с одной стороны, роста числа инноваций и их активного внедрения в экономику, а с другой стороны, через широкое использование новых информационных и коммуникационных технологий.

Инновации становятся основным фактором экономического роста, динамика и качество которого все в большей степени зависят от технологических сдвигов. Будущее глобальной экономики будет определяться уровнем развития информационных и коммуникационных технологий и степенью их внедрения во все бизнес-процессы.

В соответствии с теоремой Коуза, высокие транзакционные издержки (издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля, издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка) мешают осуществлению экономического действия, в то время как при нулевых транзакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Именно внедрение новых информационных и коммуникационных технологий позволит минимизировать транзакционные издержки и обеспечить экономический рост, как на глобальном, так и на локальном уровне. Для развития данных технологий должна быть создана соответствующая среда, которая всячески способствует развитию инноваций.

По мнению шведского ученого экономиста Кьела Нордстрома, для развития инноваций необходимы три основные составляющие:

  • экстремально высокая плотность соответствующих специалистов работающих в непосредственной близости друг от друга;
  • либеральная среда, т.е. должны быть созданы максимальные условия для самовыражения специалистов;
  • совершенная юридическая система, обеспечивающая максимальную степень доверия между специалистами.

Примером успешной реализации вышеперечисленных условий может служить Силиконовая долина, в которой всего лишь четверть века назад фермеры выращивали виноград. Таким образом, соблюдение указанных условий минимизируют транзакционные издержки и способствуют экономическому росту. Именно этой стратегии придерживаются промышленно развитые страны, что видно даже просто по изменению композиции крупнейших транснациональных компаний (ТНК) на мировом рынке. Влияние новых технологий на деятельность современных ТНК трудно переоценить. Развитие информационных и коммуникационных технологий уже повлекли за собой смену лидеров глобального рынка.

Если по итогам 2006 года рейтинг 5 крупнейших публичных глобальных компании выглядел так:

  • ExxonMobil с капитализацией в 446 млрд. долларов;
  • General Electric с капитализацией в 383 млрд. долларов;
  • Total с капитализацией 327 млрд. долларов;
  • Microsoft c капитализацией в 293 млрд. долларов;
  • Citigroup c капитализацией в 273 млрд. долларов.

То по итогам 2016 г. 5-ка крупнейших глобальных публичных компаний уже выглядела следующим образом:

  • Apple с капитализацией в 582 млрд. долларов;
  • Alphabet с капитализацией в 556 млрд. долларов;
  • Microsoft c капитализацией в 452 млрд. долларов;
  • Amazon c капитализацией в 364 млрд. долларов;
  • Facebook c капитализацией в 359 млрд. долларов.

В 2018 году Apple – самый дорогой бренд в мире. Его стоимость оценивается экспертами рейтинговых агентств в $182,8 млрд. Google является наиболее часто используемой поисковой системой в мире. Благодаря этому бренд «Google» является одним из самых дорогих в мировом рейтинге, занимая в нем второе место. Эксперты оценивают его стоимость в $132,1 млрд.

На 2-5 месте рейтинга самых дорогих и узнаваемых брендов расположились соответственно Microsoft, Facebook и Amazon. В топ30 рейтинга нет ни одной компании энергетического сектора. Facebook был разработан Марком Цукербергом в феврале 2004 года. В настоящее время социальную сеть Facebook ежедневно посещают более 1,86 миллиарда человек. Стоимость бренда составляет $ 94,8 млрд.

Сегодня Facebook приносит более $ 8 млрд. чистой годовой прибыли благодаря интернет-рекламе. Более того, компания лидирует в ТОП-10 компаний по прибыльности, так как только за последний год ее чистая прибыль увеличилась на 54%.

Стоит отметить, что будучи пятым по величине брендом в мире, Amazon также занимает первое место в 2018 году в качестве самой дорогой компании по рыночной капитализации. Amazon – крупнейшая американская розничная компания по продаже и доставке различных товаров через Интернет. Популярность сервиса взлетела благодаря качественным товарам, низким ценам, быстрой доставке и широкому ассортименту различных товаров.

Таким образом, если десять лет назад только одна компания Microsoft, занимавшая четвертую строчку в рейтинге являлась представителем индустрии информационных технологий (ИТ), а крупнейшие компании представляли сырьевые сектора, то на настоящий момент все 5 крупнейших ТНК – это представители ИТ индустрии. Глобальная трансформация традиционного общества в информационное продолжается.

Интересно
Главное отличие информационного общества от традиционного состоит в том, что первое обладает не просто высокоразвитой базой какого-то одного средства передачи и анализа информации, а целым набором взаимно дублирующих и/или дополняющих систем, постоянно совершенствуемых и все более и более доступных широкому кругу пользователей.

В целом уровень информатизации общества сегодня определяется развитием информационных систем, устройств для сбора, накопления, хранения и обработки информации, программного обеспечения для этих устройств, а также средств передачи данной информации. В будущем информационные технологии будут и дальше совершенствоваться, только гораздо более быстрыми темпами, чем в настоящий момент. Уже сейчас есть заводы, на которых работают всего несколько человек.

По прогнозам экспертов, до 2025 года в Западной Европе до 50% работ будет замещено теми или иными видами машин. Все, что можно оцифровать, будет оцифровано. Многие отрасли, такие как медицина, банковское обслуживание, консалтинг будут все больше переходить в режим работы и оказания услуг онлайн. В настоящее время наблюдаются процессы самой быстрой в истории урбанизации человечества.

Интересно
По мнению Кьела Нордсторма, страны перестают существовать как структуры и через 50 лет можно ожидать формирование 600 мегаполисов вместо 218 стран. Количество домохозяйств, состоящих из одного человека, уже сейчас увеличивается с невероятной скоростью и будет продолжать увеличиваться – например: в Швеции в 2008 году было 48% домохозяйств, где жил 1 человек, а в 2017 таких домохозяйств уже 56%.

Сформировалась новая реальность, основу которой составляют так называемые компании FAANG –Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google. В «новой экономике» фокус сместился с производства товаров на оказание услуг, при этом производства товаров не уменьшилось. Это можно объяснить тем, что высокие темпы производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве сопровождаются занятостью большей части рабочей силы в сфере услуг или информации. Глобализация экономики привела к снижению удельного веса одних отраслей экономики и росту других. На основании проведенных исследований эффект в виде экономического роста от использования основных информационно-коммуникационных технологии ведет в конечном счете к повышению качества жизни людей (рис. 3.3).

Введение в мир цифровых технологий

Таким образом очевидно, что информационно-коммуникационные технологии позволяют планировать и повышать финансовые показатели международных предприятий, обеспечивают их операционную деятельность, способствуют увеличению загрузки мощностей и повышению качества сервиса.

На фоне составляющей основу рыночной экономики и современного бизнеса традиционной экономической модели обладания собственностью, по своей сути, предполагающей покупку-продажу или владение товаром, все большую популярность в мировой экономике в настоящее время начинает завоевывать так называемая “долевая экономика” (от англ. “sharing economy”), предполагающая не приобретение товара в собственность, а его доступность в реальном времени во временное пользование.

Суть этой новой модели экономического развития общества – назовем ее моделью общественного потребления – кратко можно выразить девизом: «Делиться и обмениваться дешевле, чем владеть».

Переход к модели общественного потребления стал возможным, в первую очередь, благодаря глобальному развитию сети интернет, совершенствованию информационно-коммуникационных технологий, систем и стандартов их взаимодействия. Информация – самый ценный продукт, самый дорогой товар, основа основ как маркетинговой политики любой компании, так и, в частности, развития модели общественного потребления.

Использование интернет-ресурсов и социальных сетей, имеющих, как правило, огромную аудиторию, в которой обязательно находится целевой сегмент, интересный той или иной компании, дает этой компании возможность предлагать товары или услуги в режиме онлайн во временное пользование на взаимовыгодных условиях.

С помощью диджитализации, которая предполагает перевод всех информационных потоков в цифровую форму можно говорить о формировании единого информационного сообщества, что будет способствовать дальнейшей глобализации и транснационализации информационных связей. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности деятельности компаний, использующих в качестве бизнес модели модель общественного потребления.

«Долевая экономика» все шире охватывает практически все сферы человеческой деятельности – от обмена и аренды в бытовой сфере (поменяемся, например, квартирами в разных городах или странах на время отпуска!) до оптимального использования промышленного оборудования (если дорогое оборудование простаивает, почему бы не сдать его во временное пользование тем, кто в нем в данный момент нуждается?) и создания коллективного “мозгового” центра обмена идеями в интернете для решения сложных проблем научного или прикладного характера.

Таким образом, можно заключить, что использование модели общественного потребления (sharing economy) – это, безусловно, новый тренд, способствующий более активному развитию сферы услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Можно с уверенностью утверждать, что творческие идеи и новые технологии – ключ к созданию новых рабочих мест и более высокому уровню и качеству жизни населения.

Рост производства, основанный на информационных технологиях, позволяет глобальным компаниям увеличивать ассортимент выпускаемых товаров и услуг, при этом издержки производства растут незначительно.

Можно сделать вывод: производство, основанное на информационно-коммуникационных технологиях, обладает большей эффективностью, чем его традиционные формы и выступает одним из ключевых драйверов глобального экономического роста. Таким образом, представляется очевидным, что в современных условиях ведения бизнеса на сложившемся мировом рынке товаров и услуг только комплексное внедрение фундаментальных технологий больших данных, искусственного интеллекта, блокчейн и ревеню менеджмента с учетом использования социальных медиа, концепции «интернет вещей», дополненной и виртуальной реальности, методов психодиагностики и цифровых продуктов может обеспечить международному предприятию значимые конкурентные преимущества и возможность дальнейшего успешного развития.

Долгосрочные прогнозы способствуют повышению показателей финансовой деятельности международных предприятий, способствуют повышению качества сервиса и увеличению загрузки мощностей. Их применение позволит оптимизировать затраты и повысить объемы и рентабельность продвигаемых товаров и услуг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)