Возникновение предпринимательства и бизнеса

Вопрос о соотношении понятий «предпринимательство» и «бизнес» до сих пор остается дискуссионным. Некоторые рассматривают их как синонимы. Так, на­пример, в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова бизнес определяется как «предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, при­быль». А бизнесмен, согласно Ожегову, — это «делец, предприниматель». Та­ким образом, в данном случае разницы между бизнесом и предпринимательством нет. Другие рассматривают бизнес и предпринимательство как два различных понятия. Например, Т. Веблен в таких своих публикациях, как «Теория делового предпринимательства» (1904), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919), «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время» (1923) и в самой известной своей работе «Теория праздного класса» (1899) рассматривает дихотомию между индустрией и бизнесом. Она заключается в том, что в индустриальной сфере функционируют слои, необходимые для общества (предприниматели), тогда как бизнес персонифицирован в «праздном классе», не несущем полезной нагрузки. В «праздный класс» Веблен включал наиболее крупных финансовых магнатов. Мелких и средних предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже зачислял в производительный класс.

По мнению основателя социологии предпринимательства, австрийского экономиста И. Шумпетера, в развитии любого предприятия можно выделить две фазы —стадию реализации инновации и стадию «кругооборота». Предприниматель за внедрение новинки получает так называемую «предпринимательскую прибыль». Причем он крайне редко бывает изобретателем инновации. Изобретатель и предприниматель — носители двух различных функций. Цель изобретателя — разработать новинку и, если возможно, получить на нее авторские права. Более того, существует категория изобретателей, которые не согласятся что-либо изменить в своем открытии для того, чтобы его внедрить. Цель предпринимателя — понять, как можно реализовать то или иное изобретение и получить от него прибыль. Хотя существуют и исключения, когда один человек одновременно является и предпринимателем, и изобретателем.

Бизнес и предпринимательство представляют собой сопряженные виды социально-экономической деятельности. Предпринимательство — это свойство бизнеса, обеспечивающее его развитие. Другими словами, предпринимательство представляет собой бизнес в стадии зарождения и инновации, кардинального изменения. Любое изменение в бизнесе, которое влечет за собой его новое качество, делает его предпринимательством. В этом смысле инновация аномальна, поскольку ведет к смене, слому отлаженного механизма к новому качеству — состоянию неравновесия. Как только происходит привыкание к инновации, и она перестает быть таковой, снимается инновационный риск, предприятие стабилизируется, предпринимательство становится бизнесом. Таким образом, бизнес — не однообразный по форме и содержанию процесс добычи прибыли, в нем так или иначе проявляются элементы предпринимательства.

Итак, существенным отличительным свойством предпринимательства от бизнеса является инновация, которая обуславливает предпринимательскую прибыль, предпринимательский успех и социальный статус. Бизнес — это стабильный процесс производства, денежного оборота. Его основная функция — воспроизводственная. В условиях рыночной неопределенности бизнес характеризует цикл с постоянными характеристиками. В процессе функционирования меняются его количественные характеристики, а не качественная определенность. Изменить последнюю способно только предпринимательство, которое может обеспечить развитие бизнеса.

Для описания этапов становления и развития предпринимательства воспользуемся классификацией, предложенной Т.К. Гинсом в его книге «Предприниматель». Можно выделить следующие этапы:

  1. античный;
  2. средневековый;
  3. этап великих географических открытий и колонизации;
  4. этап монополизации;
  5. этап появления государственных и общественных предприятий;
  6. этап глобализации.

Античный этап характеризуется накоплением богатства для расширения возможностей потребления. Наиболее древний тип предпринимателя — собственник. Основным двигателем предпринимательства в ту эпоху была война, поскольку позволяла поставлять рабов и применять их труд для производства товаров. В качестве примера можно привести Древнюю Грецию, где основную долю предпринимателей составляли промышленники, связанные с военным делом. Производились и товары широкого потребления. Кроме производственного предпринимательства, в эту эпоху зарождаются и другие его виды. В Древнем Риме начало развиваться финансовое предпринимательство. Можно найти здесь и примеры производственного предпринимательства. Так, существовали крупные земельные латифундии, позволявшие развивать сельскохозяйственное предпринимательство, а именно — освоение новых угодий, выращивание новых культур. Кроме того, как и в Древней Греции, где добывался уголь, в Древнем Риме занимались разработкой полезных ископаемых.

На средневековом этапе появляется новый тип предпринимателя, ориентированный на производство, а не на потребление — иными словами, на предпринимательство ради самого себя. В эту эпоху существовали разные носители предпринимательской активности. Это были феодалы, которые занимались добычей природных ресурсов (минеральное сырье, древесина, пушнина и т. д.).

Также представители бизнеса этого времени — епископы, которые руководили монастырями как хозяйственными единицами. На этих предприятиях были развиты ткацкое и мельничное дело. Большие доходы, как и в другие исторические периоды, приносило производство пива, вина и других алкогольных напитков. Так, широко известна история монаха-бенедиктинца Дома Периньона, которого считают «отцом» шампанского, поскольку им был изобретен метод шампанизации. В настоящее время компания “Moet et Chandon” выпускает cuvee Dom Perignon, названное в его честь. И, наконец, это новый тип предпринимателей — купцов, широко распространенный в итальянских торговых городах или, как их иногда называют, городах-государствах, таких как Флоренция, Генуя и Венеция. Они заключали соглашения с купцами и банкирами других стран по обмену товарами. С целью обеспечения безопасности этого обмена начали выпускаться векселя, которые были первой формой бумажных денег. А юридические конторы впервые стали определенным инструментом обогащения.

Временные рамки этапа великих географических открытий и колонизации данного периода — конец XV—XVI в. Основными типами предпринимателей на этом этапе являются, пользуясь терминологией В. Зомбарта, «авантюристы и мещане». В своей книге «Буржуа» он пишет о том, что почти вся человеческая история была историей борьбы людей за обладание золотом. По его мнению, востребованными были в первую очередь авантюристы. Поэтому для данного этапа характерно активное использование возможностей появившихся еще раньше товариществ по распределению рисков. В качестве примера можно привести путешествие Марко Поло, который предложил венецианским купцам продавать их товары во вновь открываемых странах. При этом путешественник получал 75 % от возможной прибыли, а купец, предоставивший товар, — только 25 %. Это была плата за риск, с которым мог столкнуться Поло во время своих путешествий. Необходимо отметить, что риск и ответственность являются двумя неотъемлемыми сторонами предпринимательской деятельности. Гинс называет этап монополизации этапом «грандиозного развития капитализма». Он датируется концом XIX — началом XX в. Основное отличие его от других этапов состоит в том, что от предпринимателей потребовалось умение привлечь чужие средства для создания крупных предприятий. Собственники уже далеко не всегда обладают способностями управлять своими предприятиями, а у тех, кто это может делать, часто недостаточно средств для создания собственного бизнеса. Поэтому функции, которые на предыдущих этапах выполнял один предприниматель, обособляются. Таким образом, владеют и управляют предприятием, осуществляют финансовое руководство и контакты с партнерами и потребителями уже разные люди. Но появившиеся на этом этапе монополии препятствуют созданию малых и средних предприятий. Данную ситуацию образно охарактеризовал Д. Лондон в статье “The War of the Classes” (1903): «Рокфеллер закрыл двери в нефтяные предприятия, «Америкэн Тобакко Ко» — в табачные предприятия, Карнеги — в стальное дело, а после Карнеги пришел Морган, который закрыл их тройным поворотом ключа. Эти двери уже никогда более не откроются, и перед ними будут останавливаться тысячи и тысячи молодых людей для того, чтобы прочесть над каждой из них надпись «Вход воспрещен».

Но будущее оказалось не столь пессимистичным, как думал писатель. Действительно, на момент публикации статьи в США создавались гигантские состояния, которые позволяли монополизировать целые отрасли. Этому процессу способствовала модель взаимодействия американского государства и предпринимательства, которую Гинс назвал либеральной. Суть этой модели очень точно отражает следующее высказывание: «Пока государство спит — бизнес идет». Но впоследствии в США было принято антимонопольное законодательство, и многие крупные монополии прекратили свое существование. Так, например, основанная Дьюком корпорация «Америкэн Тобакко Ко», которая была более десяти лет крупнейшей табачной компанией мира, распалась на четыре компании. Одной из них является известная в России фирма «Бритиш Америкэн Тобакко» (ВАТ).

Необходимо отметить, что сформировавшаяся на рубеже XIX и XX вв. либеральная модель взаимодействия государства и предпринимательства на протяжении прошлого века постепенно превратилась в своеобразный миф.
Причина заключается в том, что американское государство было вынуждено вмешиваться в дела бизнеса в период экономических и политических кризисов, которыми, как-известно, была богата история XX в., в том числе и в США. Первым серьезным испытанием для американской экономики стала Великая депрессия 1929—1933 гг. Насколько тяжела была ситуация, свидетельствует тот факт, что в Африке собирали деньги для помощи голодающим детям Америки. В это время на президентский пост в стране избирается Франклин Делано Рузвельт, который предлагает программу выхода из кризиса, так называемый “New Deal” («Новый курс»). Он предложил создать систему общественных работ, которые позволили бы безработным получить рабочие места, созданные государством для решения наиболее важных проблем страны. В то время была необходимость в строительстве шоссейных дорог и мостов, с тем чтобы замкнуть транспортную систему США. Заработная плата, которую получали наемные работники, была небольшой, но достаточной, чтобы поддерживать прожиточный уровень их семей.

В выходе из кризиса были заинтересованы как потерявшие работу «синие воротнички», так и владельцы предприятий. Поэтому Рузвельту в предвыборной компании оказали поддержку богатейшие люди того времени —Д.Д. Рокфеллер, Д.Б. Морган-младший, У.К. Вандербильт. Но он, с целью выхода из кризиса, предпринял ряд шагов, которые магнаты (в современной терминологии — олигархи) восприняли как наступление на их интересы. Рузвельт ввел минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня. Именно поэтому вышеуказанные спонсоры в ходе следующей предвыборной кампании стали поддерживать его соперников. Но тем не менее Рузвельт был переизбран, причем одержал внушительную победу над своим основным соперником Э. Лен-доном, получив 61 % голосов избирателей. Такие результаты были достигнуты благодаря поддержке беднейших слоев населения страны, т. е. тех, кто получил работу благодаря «Новому курсу», и членов их семей. Более того, Рузвельт  стал единственным президентом США, который избирался на этот пост четыре раза. Другим примером значительной государственной поддержки американского бизнеса является ситуация 2008—2009 гг., когда в США разразился, по мнению специалистов, второй по глубине после Великой депрессии экономический кризис. По инициативе министерства финансов по плану Полсона на кредитные рынки предлагается закачать 700 миллиардов долларов.

Что касается политических кризисов, то наиболее серьезное вмешательство государства в дела предпринимателей связано с периодом Второй мировой войны. Это вполне объяснимо, поскольку в условиях такого разрушительного политического кризиса, как война, в любой стране государство осуществляет контроль над бизнесом, размещая в первую очередь на крупных предприятиях, военные заказы. После войны американское правительство неоднократно оказывало давление на развитие бизнеса. Одна из основных причин этого заключалась в том, что большинство американских президентов были представителями Демократической партии (Г. Трумэн, Д. Кеннеди, JI. Джонсон, Д. Картер и др.) и приходили к власти с социально ориентированными программами, реализация которых требовала финансового обеспечения. Естественно, это были средства налогоплательщиков, причем значительная их доля приходилась на предпринимателей. В это время часто вводилась так называемая «прогрессивная шкала налогообложения», согласно которой более высокие налоги должны платить люди с большими доходами. Исключением послужил только период «рейганомики» (правления президента Р. Рейгана), во время которого наблюдалось оживление предпринимательской Деятельности, в первую очередь малого и среднего бизнеса. Для этого была ведена «плоская» шкала налогообложения, когда все граждане страны платили одинаковый процент с доходов, невзирая на их финансовое положение.

Вообще компании, в зависимости от размера, делятся на три категории — малый (включая микропредприятия), средний и крупный бизнес. Обычно их различают по двум основным критериям — численности наемных работников и размеру выручки от реализации товаров и услуг. Согласно Федеральному закону № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», принятому в 2007 г., на малых предприятиях в России должно быть занято не более 100 сотрудников, а на микропредприятии — не более 15. К разряду последних относится в первую очередь семейный бизнес. Кроме того, важно помнить, что к этой же категории относится и так называемая «самозанятость» или, пользуясь другой терминологией, индивидуальная трудовая деятельность. К среднему предпринимательству относятся компании с количеством наемных работников от 101 до 250. Соответственно, крупным бизнесом считаются компании, где заняты более 250 сотрудников. Необходимо отметить, что интересы владельцев малых и средних предприятий во многом сходны. Неслучайно за рубежом даже появилась даже аббревиатура SME (Small and Medium Enterprises), т. e. малые и средние предприятия. Интересы владельцев крупных предприятий во многом не совпадают с проблемами представителей малого и среднего бизнеса. Так, например, у них есть и политические амбиции. Примером попытки их реализации может служить участие бизнесмена М. Прохорова в предвыборной президентской кампании в России в 2012 г.

На следующем этапе развития предпринимательства появляются государственные и общественные предприятия. К таким предприятиям Гинс относится критически, поскольку, по его мнению, их руководители боятся риска. Таким образом, постепенно изживается такое необходимое для настоящего предпринимателя психологическое качество, как предприимчивость. Представляется, что такая позиция автора обусловлена в первую очередь его неприятием социалистической революции в России, в результате которой частное предпринимательство было ликвидировано. Кроме Советского Союза, к странам с преобладанием государственного предпринимательства Гинс относит фашистскую Италию и нацистскую Германию. Фашизм ограничивал внешнюю торговлю, цены на основные предметы потребления были подчинены регулированию со стороны государства. Кроме того, во времена Б. Муссолини были созданы так называемые гильдии (по аналогии со средневековыми гильдиями ремесленников и купцов, где было урегулировано все до мелочей, в том числе, например то, сколько лет должен проработать ученик у ремесленника, чтобы получить от мастера разрешение жениться), в состав которых входили как владельцы предприятий, так и рабочие, причем последних было гораздо больше. На заседаниях гильдий принимались в том числе и решения о том, куда направить полученную в ходе работы предприятия прибыль. Очевидно, что если вставал вопрос, инвестировать ли прибыль в развитие предприятия (например, в покупку нового оборудования или на эти средства повысить зарплату работникам), то решался он большинством голосов в пользу последних. Таким образом, бизнес в фашистской Италии постепенно приходил в состояние стагнации. В отличие от итальянского фашизма немецкий нацизм пришел к власти с уже готовой программой подчинения частного предпринимательства государству. Гитлеризм был враждебен всякому проявлению классового начала, поскольку нацистское государство бесклассово. Нацизм признавал собственность «займом от нации» по аналогии с феодализмом, когда существовали верховная и подчиненная формы собственности.

Но все же и в Италии, и в Германии частный бизнес существовал, особенно крупный, который активно сотрудничал с государственными структурами, с тем чтобы получить прежде всего выгодные военные заказы. При этом существовала практика экспроприации не приносящих прибыли предприятий у их владельцев и передачи их под управление другим, поскольку считалось, что бывший владелец работал недостаточно эффективно для того, чтобы принести пользу нации. Согласно идеологии нацизма, государство стояло выше интересов частных лиц и не принимало на себя их функции.

Что касается ситуации в Советском Союзе, то предпринимательство в стране также существовало, хотя и в не вполне традиционных для США и Западной Европы формах. Во-первых, предприимчивые люди реализовывали себя в сфере теневой экономики. Во-вторых, руководители крупных государственных предприятий в условиях экономики дефицита для обеспечения устойчивого их функционирования часто были вынуждены действовать как предприниматели. И, наконец, в начале 60-х годов прошлого века по инициативе Председателя Совета министров А.Н. Косыгина были разрешены некоторые альтернативные формы хозяйственной деятельности, что позволило отчасти легализовать частную инициативу. Во второй половине XX в. также существовали страны с тоталитарной моделью взаимодействия государства и предпринимательства. В качестве примера можно привести диктаторские режимы в Испании времен Ф. Франко и в Португалии времен А. Салазара. В настоящее время наиболее наглядным примером такого рода стран является Венесуэла, возглавляемая У. Чавесом.

Парадоксально, но к этой же категории можно условно отнести и так называемые «государства всеобщего благосостояния». В специальной литературе выделяют несколько моделей таких государств. К ним относят и СССР, и США; Германию также называют «социальным государством. Но классическим примером государства всеобщего благосостояния является Швеция. В этой стране основой существования является принцип эгалитаризма. Таким образом, для того, чтобы выровнять уровень жизни граждан Швеции, в том числе и иммигрантов, требуется взимать очень высокие налоги. Это может привести предприятия даже к банкротству. Именно поэтому основатель одного из самых известных в мире шведских брендов, таких как IKEA, — И. Кампард, — будучи патриотом своей страны, все-таки перевел за рубеж активы своей компании. Причина заключалась в том, что он, имея трех сыновей, посчитал, что налог на наследство в Швеции может быть таким высоким, что компания может запросто прекратить свое существование.

Наиболее оптимальной моделью взаимодействия государства и предпринимательства является «модель контролируемого хозяйства», как ее называет Гинс, или, другими словами, компромиссная. В качестве примера он приводит ситуацию в Японии. Здесь государство, с одной стороны, всеми возможными способами поддерживает конкуренцию между предпринимателями. С другой стороны, оно предпринимает любые меры для вывода японских компаний на международный рынок. В начале XX в. их интересовал рынок шелка, который в то время практически полностью контролировался Китаем. Японцы сделали ставку на качество. Поэтому государство выдавало крестьянам, которые хотели заниматься производством шелка, саженцы тутовника и личинок шелкопряда. Таким образом, Японии за короткое время удалось отвоевать четверть мирового рынка натурального шелка. Еще одним примером государственной поддержки экспортной политики японских компаний является стратегия их выхода на послевоенный международный автомобильный рынок, в первую очередь американский. В этом случае они использовали демпинг, т. е. продажу автомобилей по заниженным ценам. Американские бизнесмены считают такое поведение недостойной конкуренцией. Но оно дало свои плоды, сейчас японцам удалось завоевать около трети автомобильного рынка США. Но при наличии высокой конкуренции внутри страны чрезвычайно сложно продавать продукцию за рубеж по демпинговым ценам. В данном случае государство берет на себя функцию посредника, договариваясь с участниками соответствующего кластера о «не­ нападении» на тех, кто выходит на внешний рынок, поскольку в иностранных рынках могут быть заинтересованы и конкуренты первопроходцев. Замечено, что как японские, так и южнокорейские автомобильные компании завоевывают рынки других стран не в одиночку, а хотя бы в паре. В особо сложных случаях государство в Японии даже создает фонды поддержки таких компаний.

Гинс отмечал, что ни в одной стране мира не существует ни либеральной, ни модели «скованного капитализма», ни модели «контролируемого хозяйства», так сказать, в «чистом виде». Приведенные выше примеры подтверждают его вывод. И, наконец, в развитии предпринимательства наступает последний этап — этап глобализации. Он характеризуется созданием транснациональных корпораций, снятием барьеров для движения товаров, услуг, технологий. Проблемы глобализации — в первую очередь экономической — в специальной литературе стали активно обсуждаться с 90-х гг. XX в. Поэтому может сложиться впечатление, что это явление новое. Но некоторые исследователи считают, что начало процессу глобализации положили великие географические открытия, поскольку впервые сделали возможным объединение не только стран, но и континентов.

Развитие капитализма сопровождалось противоположными процессами: общественным разделением труда и углублением специализации, с одной стороны; кооперацией и концентрацией производительных сил и производственных отношений, с другой. В социально-политической, культурной жизни одновременно происходили процессы стандартизации и «омассовления». Рынок формировал своего потребителя — среднестатистического человека со стандартными потребностями и предсказуемыми ожиданиями. С развитием научно-технического прогресса и высоких технологий ведущей производительной силой становится информация. Возникло понятие «информационное общество» для обозначения всей системы современных общественных отношений. Главную роль играет человек как носитель и пользователь информации. Меняется структура бизнеса и предпринимательства, появляется инновационный, наукоемкий бизнес, который уверенно осваивает рыночное пространство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)