Возникновение капитализма

Слово «капитализм» стало сейчас совершенно обыденным термином. Мы можем встретить его не только в научных трудах, но и в публицистике, и просто в общественной жизни. Этот термин давно уже приобрел идеологический оттенок, который часто затмевает теперь его научный смысл.

Нас в данном случае будет интересовать термин «капитализм» только как научная категория. Слово «капитализм» в западную социально-философскую и экономическую мысль вошло благодаря немецкому социологу, философу, экономисту Вернеру Зомбарту и его знаменитой работе «Современный капитализм» (1902).

Для XIX в. более популярным был термин «капитал» или «капиталистическое общество», особенно после «Капитала» Маркса.

В общественных науках этот термин рассматривается с различных точек зрения. В экономической науке капитализм — денежное хозяйство, основанное на производстве прибавочной стоимости; это рыночное хозяйство, где рынок является базовым механизмом, координирующим использование основных ресурсов общества.

Согласно экономистам, «чистый капитализм» — это хозяйственная система, базирующаяся на следующих институтах и принципах:

  • во-первых, частная собственность;
  • во-вторых, свобода предпринимательства и выбора;
  • в-третьих, личный интерес как главный мотив поведения;
  • в-четвертых, конкуренция;
  • в-пятых, опора на рыночную систему определения цен товаров;
  • в-шестых, ограниченная роль государства и правительства в функционировании экономики.

Таким образом, капитализм в рамках этого подхода практически тождествен категории «рыночная экономика».

С производственно-технологической точки зрения капитализм — это индустриальная экономика, основанная на крупном машинном производстве и всеобщем разделении труда.

Капитализм относится не только к промышленному производству, но и к сельскохозяйственному производству, торговле и обращению.

С точки зрения развития технологий, научно-технического прогресса капитализм — это такая система хозяйства, которая основывается уже не на ручном труде (как в древнем обществе), не на силе ветра и воды (ветряная мельница — символ Средневековья), а на использовании машин, новых технологий и новых источников энергии: сначала — пар, затем — электричество, газ, уголь, нефть, затем — атомная энергия.

Все это во много раз увеличивает производительность труда в рамках капиталистической производственной системы, что сказывается на общем существенном повышении уровня удовлетворения материальных потребностей.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше подходы опираются лишь на описание процесса функционирования капиталистической экономики, рассматривая необходимые для ее существования параметры.

Для социологии же основными являются вопросы о том, как возникла та экономика, которую называют капиталистической? И главное — какое влияние ее появление оказало на все общество, его развитие?

Наверное, нет такого обществоведа, который бы не попытался на них ответить по-своему. Вот только несколько широко известных имен исследователей «современного общества»: М. Вебер, В. Зомбарт, К. Маркс, Й. Шумпетер Т. Веблен, Дж.М. Кейнс, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, О. Уильямсон.

Впрочем, следует отметить, что современные исследования капитализма в социальных науках уже бесконечно далеко ушли от привычных во времена В. Зомбарта и М. Вебера дискуссий о преобладании влияния развития индустрии или специфических типов рациональности и этических воззрений на его происхождение, как, впрочем, и от идеологических дискуссий эпохи «холодной войны» — проявлений пропагандистской борьбы между «капиталистическим блоком» и «социалистическим лагерем».

Проблематика современных исследований капитализма включает, например, такие вопросы, как геоэкономическая и геополитическая дифференциации в мирохозяйственных отношениях, социальные последствия расширения деятельности глобальных компаний, влияние экономической деятельности на трансформацию геокультуры и национальных культур в системе современных обществ, глобальные и локальные особенности социально-иерархических отношений в мировой системе, социально-историческая динамика структур и институтов, регулирующих мирохозяйственные отношения, и многое другое.

Процесс формирования современной проблематики социологии капитализма включает множество различных подходов к его определению и объяснению его генезиса, которые, на наш взгляд, можно свести к трем основным теоретико-методологическим направлениям.

В рамках по сей день преобладающего в социальных науках подхода к изучению капитализма он рассматривается как общественный строй — особый этап социальной эволюции, эпоха развития человечества.

В рамках второго подхода капитализм трактуется как специфический тип социально-экономической деятельности. А в рамках третьего капитализм представлен как геосоциальная историческая система.

К первому подходу можно отнести, например, идеи К. Маркса, В. Зомбарта, исследователей «индустриал ьного-постиндустриального общества» — Д. Белла, У. Ростоу, А. Турена, Дж.К. Гэлбрейта и многих других.

В формирование первого подхода к изучению капитализма свой вклад внесли не только классики социальных наук XIX—XX вв., но и множество современных исследователей, как бы они ни именовали этот строй — «буржуазное — технократическое общество», «индустриальное — постиндустриальное общество», «общество модерна — постмодерна», «экономическое — постэкономическое общество», «информационное общество», «технотронное общество», «глобальное (сверх-, квази-) общество»и т.п., а также, разумеется, «капиталистическое — посткапиталистическое общество».

Данный строй (независимо от интерпретации в рамках данного теоретикометодологического направления социологии капитализма) является закономерным результатом всеохватывающего, единого для всего человечества процесса социальной эволюции, каждый элемент, структура и институт которого всецело определяются ею, как и перспективы.

Чтобы понять процесс функционирования и динамики этого строя, необходимо установить общие закономерности его эволюционного становления и, опираясь на них, объяснить генезис и будущее «современного глобального капитализма».

Различия могут быть лишь в трактовках определяющего значения материальной и духовной жизни для реализации этих закономерностей, а также в (как правило, идеологически обусловленных) описаниях финального образа данного строя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)