Возможности психологопедагогического сопровождения в социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в различных условиях

В современном образовании закрепились и приобрели статус официальной государственной политики инклюзивные тенденции: создается единое образовательное пространство; интеграция и инклюзия становятся ведущими направлениями в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Поэтому приобретает значимость проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка в процессах включения в социум и в образовательную среду.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ – обеспечение социально-психологической адаптации ребенка в об- разовательной среде, содействие развитию его индивидуально личностного потенциала в разнообразных видах деятельности, с учетом типа, сте- пени дефекта, индивидуально-психологических особенностей.

Сущность сопровождения ребенка с нарушениями в развитии методологически рас- крыта в работах И.И. Мамайчук, М.М. Семаго. Согласно И.И. Мамайчук, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в разви- тии – это деятельность, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевти- ческих условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. По М.М. Семаго, сопровождение – постоянное поддержание оптимальной адаптированности ребенка к образовательной среде.

Методическое обеспечение процесса сопровождения, несмотря на его достаточно давнюю историю, остается далеким от совершенства. Наиболее заметно это становится при рассмотрении содержательных характеристик сопровождения детей с ОВЗ. Условия, необходимые для успешной социализации ребенка с ОВЗ, должны предусматривать не только коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных недостатков, но и создание специально организованного инклюзивного образовательного пространства, включающего всех субъектов образовательной среды.

Интересно
Это становится возможным при организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзии, предполагающего реализацию коррекционно-развивающего (обучающего), консультативного и профилактического направлений деятельности по отношению к различным участникам образовательной среды (педагоги, роди- тели, обучающиеся с нормативным развитием и дети с ОВЗ).

В рамках исследования, реализованного при поддержке РФФИ (научный проект №18-013-00861), с целью выявления факторов, определяющих успешность социализации, и апробации модели психолого-педагогического сопровождения осуществлен сравнительный анализ особенностей развития социальной компетентности младших школьников с нарушениями интеллекта, обучающихся в различных условиях.

Выборку исследования составили 75 младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного и специального образования. Программа первичной и итоговой диагностики включала методики тестового и экспертного характера, позволяющие оценить отдельные компоненты социальной компетентности: методика «Лесенка» В. Щур, субтест «Понятливость» теста Д. Векслера (WISC), методика оценки, предложенная А. Зариным и диагностический комплекс Л.Ф. Фатиховой (распознавание эмоций).

На этапе первоначальной диагностики были выявлены разнонаправленные тенденции, в частности, отмечались менее выраженные проявления социальной дезадаптации и более гармоничные внутрисемейные отношения, характерные для обучающихся в условиях инклюзии, на фоне присущих им трудностей в распознавании эмоционального состояния других людей, недостаточной способности адекватно ориентироваться в типичных жизненных ситуациях, противоречивых тенденций в формировании представления о себе и ряда других негативных особенностей, обусловленных специфичностью социального опыта.

Сравнительный анализ результатов, полученных в различных условиях обучения, с включением некоторых специфичных компонентов в систему психолого-педагогического сопровождения, позволяет сделать определенные выводы.
Достаточно очевидно по результатам исследования, что вопросы социализации, развития социальной компетентности обучающихся с умственной отсталостью более эффективно решаются в условиях специализированных школ, в которых данная работа построена на основе отечественных традиций коррекционной педагогики, акцентирующей особое значение социального воспитания.

Наименее успешной из рассматриваемых показала себя модель преимущественно надомного обучения (с включением групповых занятий), которая, к сожалению, часто реализуется в общеобразовательных школах, ресурсы которых не позволяют создать более адекватные условия.

В контексте реализации инклюзивного образования перспективным в контексте социализации представляется коррекционный класс, поскольку в этом случае, дети находятся в среде, созданной в соответствии с их особыми образовательными потребностями, при этом включены в образовательно-воспитательное пространство общеобразовательной школы и имеют возможность общаться со своими нормативно развивающимися сверстниками.

Важным является также применение технологий психолого-педагогического сопровождения, действительно учитывающих специфику структуры дефекта обучающихся.

Внедрение инклюзивного образования, расширяя потенциальные возможности социализации, предъявляет достаточно жесткие требования к материально-техническим и кадровым условиям и, что особенно существенно, требует перестройки психологических стереотипов участников образовательного процесса. Только в этом случае возможно развитие социальной компетентности обучающихся как условия их успешной социализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)