Возможности психологопедагогического сопровождения в социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в различных условиях
В современном образовании закрепились и приобрели статус официальной государственной политики инклюзивные тенденции: создается единое образовательное пространство; интеграция и инклюзия становятся ведущими направлениями в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Цель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ – обеспечение социально-психологической адаптации ребенка в об- разовательной среде, содействие развитию его индивидуально личностного потенциала в разнообразных видах деятельности, с учетом типа, сте- пени дефекта, индивидуально-психологических особенностей.
Сущность сопровождения ребенка с нарушениями в развитии методологически рас- крыта в работах И.И. Мамайчук, М.М. Семаго. Согласно И.И. Мамайчук, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в разви- тии – это деятельность, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевти- ческих условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. По М.М. Семаго, сопровождение – постоянное поддержание оптимальной адаптированности ребенка к образовательной среде.
Методическое обеспечение процесса сопровождения, несмотря на его достаточно давнюю историю, остается далеким от совершенства. Наиболее заметно это становится при рассмотрении содержательных характеристик сопровождения детей с ОВЗ. Условия, необходимые для успешной социализации ребенка с ОВЗ, должны предусматривать не только коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных недостатков, но и создание специально организованного инклюзивного образовательного пространства, включающего всех субъектов образовательной среды.
В рамках исследования, реализованного при поддержке РФФИ (научный проект №18-013-00861), с целью выявления факторов, определяющих успешность социализации, и апробации модели психолого-педагогического сопровождения осуществлен сравнительный анализ особенностей развития социальной компетентности младших школьников с нарушениями интеллекта, обучающихся в различных условиях.
Выборку исследования составили 75 младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного и специального образования. Программа первичной и итоговой диагностики включала методики тестового и экспертного характера, позволяющие оценить отдельные компоненты социальной компетентности: методика «Лесенка» В. Щур, субтест «Понятливость» теста Д. Векслера (WISC), методика оценки, предложенная А. Зариным и диагностический комплекс Л.Ф. Фатиховой (распознавание эмоций).
На этапе первоначальной диагностики были выявлены разнонаправленные тенденции, в частности, отмечались менее выраженные проявления социальной дезадаптации и более гармоничные внутрисемейные отношения, характерные для обучающихся в условиях инклюзии, на фоне присущих им трудностей в распознавании эмоционального состояния других людей, недостаточной способности адекватно ориентироваться в типичных жизненных ситуациях, противоречивых тенденций в формировании представления о себе и ряда других негативных особенностей, обусловленных специфичностью социального опыта.
Достаточно очевидно по результатам исследования, что вопросы социализации, развития социальной компетентности обучающихся с умственной отсталостью более эффективно решаются в условиях специализированных школ, в которых данная работа построена на основе отечественных традиций коррекционной педагогики, акцентирующей особое значение социального воспитания.В контексте реализации инклюзивного образования перспективным в контексте социализации представляется коррекционный класс, поскольку в этом случае, дети находятся в среде, созданной в соответствии с их особыми образовательными потребностями, при этом включены в образовательно-воспитательное пространство общеобразовательной школы и имеют возможность общаться со своими нормативно развивающимися сверстниками.
Важным является также применение технологий психолого-педагогического сопровождения, действительно учитывающих специфику структуры дефекта обучающихся.
Внедрение инклюзивного образования, расширяя потенциальные возможности социализации, предъявляет достаточно жесткие требования к материально-техническим и кадровым условиям и, что особенно существенно, требует перестройки психологических стереотипов участников образовательного процесса. Только в этом случае возможно развитие социальной компетентности обучающихся как условия их успешной социализации.- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу