Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста

В связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников проблема оздоровления детей дошкольного возраста становится все более актуальной.

И это обоснованно, ведь здоровье является основой жизнедеятельности человека и представляется нам в качестве сложного многоуровневого феномена, включающего в себя следующие компоненты:

  • физиологический;
  • психический;
  • социальный;
  • педагогический.

С появлением ребенка на свет важнейшей задачей педагогики становится формирование у него индивидуального способа здорового образа жизни. Исследованиями ученых доказано, что в период дошкольного детства организм человека лучше всего поддается воздействиям извне. Именно в этом возрасте происходит быстрое обучение и усвоение новых знаний.

Благодаря этой особенности нашего организма, этот период становится решающим в плане формирования основ физического и психического здоровья малыша: тогда, когда идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Опираясь на эти данные, педагоги находятся в активном поиске оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья воспитанников, их полноценного физического развития, разными способами создают благо- приятную здоровье сберегающую среду в дошкольной образовательной организации, обобщают и передают друг другу свой бесценный опыт работы в данном направлении.

Рассматривая понятие здоровьесберегающей среды, нельзя обойтись без его научного определения. По обобщенным данным педагогов и физиологов – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Основной целью системы оздоровительной работы ДОО является оптимизация физического развития детей в условиях современной здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации.

Среди сущностных характеристик здоровьесберегающей среды ДОО можно отнести следующие:

  • экология и гигиена;
  • морально-психологический климат;
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха;
  • современные образовательные программы, методики и технологии;
  • современный дизайн.

Говоря о создании здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста, мы подразумеваем следующие направления:

  • формирование безопасной предметно-пространственной среды;
  • удовлетворение потребности детей в движении;
  • предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе;
  • обеспечение комфортного пребывания детей в ДОО.

С целью снижения заболеваемости в нашем дошкольном учреждении предпринимается ряд мер.

Рассмотрим их. Основу полноценного развития ребенка составляет соблюдение режима дня. Это явление представляет собой четкий распорядок пребывания воспитанников в ДОО, предполагающий оптимальное соотношение бодрство- вания и сна, а также рационально дозированную организацию различных видов детской деятельности.

Правильно организованный режим дня до- школьника, составленный в соответствии с его возрастными возможно- стями, способствует укреплению здоровья малыша, обеспечивает его работоспособность в течение дня, влияет на успешное осуществление разнооб- разной деятельности, защищает от переутомления и перевозбуждения.

Одной из обязательных составляющих режима дня ребенка дошкольного возраста является гимнастика. Мы проводим ее дважды в день: утром и после сна. Систематическое проведение гимнастики в одно и то же время, грамотно подобранные комплексы физических упражнений способствуют активизации деятельности всех внутренних систем и органов, растормаживают нервную систему детей после сна, повышают активность физиологических процессов обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей ЦНС ребенка.

Интересно
Второй важный компонент режима дня – прогулка. Свежий воздух имеет огромнейшее значение для здоровья ребенка дошкольного возраста и является самым распространенным и наиболее доступным способом закаливания детского организма. Двигательная активность на прогулке увеличивает обмен веществ, улучшает кровообращение, газообмен, усиливает аппетит.
Дети приобретают такие важные физические качества, как ловкость, смелость, выносливость. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется костно-мышечный корсет, повышается жизненный тонус в целом.

В своей практике мы используем и другие способы закаливания:

  • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;
  • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной);
  • воздушные ванны после сна;
  • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна.

Эти и другие закаливающие процедуры помогают повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам темпера- туры окружающей среды. Доказано, что любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм до- школьников, вследствие чего дети быстро утомляются, снижается устойчивость их внимания, теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Именно поэтому на занятиях мы используем один из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности – физкультминутки и динамические паузы.

Всего пара минут разгрузки способна исключить перенапряжение мышц, вызванное долгим неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Мы проводим физминутки примерно в середине образовательной деятельности в течение 1–2 минуты в виде игровых действий.

Для активизации интереса детей мы часто используем музыкальное сопровождение. Вообще в качестве профилактики заболеваемости детей необходимо использовать любое свободное время. Своеобразные «Минутки здоровья»,проводимые во время любого режимного момента (сбор на прогулку, непосредственно прогулка, перед сном и т.д.), имеют огромный оздоровительный «эффект, а длятся при этом не более 2–3 минут.

Двигательная активность игрового характера и сопровождающий ее положительный эмоциональный заряд в целом способны усилить все физиологические процессы организма ребенка, улучшить работоспособность всех органов и систем.

Особенно заметно это проявление во время организации подвижных игр. Неожиданные ситуации, возникающие в таких играх, помогают воспитанникам научиться целесообразно применять на практике приобретённые двигательные навыки.

Интересный сюжет игры мотивирует детей на многоразовое выполнение детьми одних и тех же движений, не обращая внимания на усталость, что благотворно влияет на развитие выносливости. Особую роль в деятельности современного педагога ДОО по созданию здоровье сберегающей среды играют здоровье сберегающие технологии для организации образовательной деятельности с воспитанниками.

Среди основных целей, преследуемых современными технологиями по здоровье сбережению, можно выделить следующие:

  • обеспечение дошкольникам возможности сохранить свое здоровье;
  • формирование у дошкольника необходимых знаний, умений, и навыки здорового образа жизни;
  • обучение дошкольников способам применения приобретенных знаний в повседневной жизни

Принято выделять три основных группы здоровье сберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • ритмопластика;
  • физкультминутки и динамические паузы;
  • разные виды  подвижных игр;
  • релаксационные упражнения;
  • разные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая, корригирующая и др.).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • проведение игротренингов и игротерапии;
  • коммуникативные игры;
  • игровой массаж и самомассаж.

3. Коррекционные технологии:

  • музыкотерапия;
  • песочная терапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия;
  • психогимнастика;
  • цветотерапия;
  • ароматерапия и др.

Очень важно обратить внимание на тот факт, что каждая из вышеупомянутых технологий имела оздоровительную направленность. Использование их в комплексе позволит в итоге сформировать у дошкольников стойкую мотивацию на соблюдение здорового образа жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Подводя итоги, следует отметить, что охрана и укрепление здоровья детей проходит в двух направлениях:

  1. это мероприятия по сохранению и стимулированию здоровья, предотвращению переутомления;
  2. воспитание привычки к физической активности и заботе о здоровье.

Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребёнок», является невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздорови- тельной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)