Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
В связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников проблема оздоровления детей дошкольного возраста становится все более актуальной.
И это обоснованно, ведь здоровье является основой жизнедеятельности человека и представляется нам в качестве сложного многоуровневого феномена, включающего в себя следующие компоненты:
- физиологический;
- психический;
- социальный;
- педагогический.
С появлением ребенка на свет важнейшей задачей педагогики становится формирование у него индивидуального способа здорового образа жизни. Исследованиями ученых доказано, что в период дошкольного детства организм человека лучше всего поддается воздействиям извне. Именно в этом возрасте происходит быстрое обучение и усвоение новых знаний.
Опираясь на эти данные, педагоги находятся в активном поиске оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья воспитанников, их полноценного физического развития, разными способами создают благо- приятную здоровье сберегающую среду в дошкольной образовательной организации, обобщают и передают друг другу свой бесценный опыт работы в данном направлении.
Рассматривая понятие здоровьесберегающей среды, нельзя обойтись без его научного определения. По обобщенным данным педагогов и физиологов – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Основной целью системы оздоровительной работы ДОО является оптимизация физического развития детей в условиях современной здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации.
Среди сущностных характеристик здоровьесберегающей среды ДОО можно отнести следующие:
- экология и гигиена;
- морально-психологический климат;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные образовательные программы, методики и технологии;
- современный дизайн.
Говоря о создании здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста, мы подразумеваем следующие направления:
- формирование безопасной предметно-пространственной среды;
- удовлетворение потребности детей в движении;
- предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе;
- обеспечение комфортного пребывания детей в ДОО.
С целью снижения заболеваемости в нашем дошкольном учреждении предпринимается ряд мер.
Рассмотрим их. Основу полноценного развития ребенка составляет соблюдение режима дня. Это явление представляет собой четкий распорядок пребывания воспитанников в ДОО, предполагающий оптимальное соотношение бодрство- вания и сна, а также рационально дозированную организацию различных видов детской деятельности.
Правильно организованный режим дня до- школьника, составленный в соответствии с его возрастными возможно- стями, способствует укреплению здоровья малыша, обеспечивает его работоспособность в течение дня, влияет на успешное осуществление разнооб- разной деятельности, защищает от переутомления и перевозбуждения.
Одной из обязательных составляющих режима дня ребенка дошкольного возраста является гимнастика. Мы проводим ее дважды в день: утром и после сна. Систематическое проведение гимнастики в одно и то же время, грамотно подобранные комплексы физических упражнений способствуют активизации деятельности всех внутренних систем и органов, растормаживают нервную систему детей после сна, повышают активность физиологических процессов обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей ЦНС ребенка.
В своей практике мы используем и другие способы закаливания:
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной);
- воздушные ванны после сна;
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна.
Эти и другие закаливающие процедуры помогают повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями.
В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам темпера- туры окружающей среды. Доказано, что любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм до- школьников, вследствие чего дети быстро утомляются, снижается устойчивость их внимания, теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Всего пара минут разгрузки способна исключить перенапряжение мышц, вызванное долгим неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Мы проводим физминутки примерно в середине образовательной деятельности в течение 1–2 минуты в виде игровых действий.
Для активизации интереса детей мы часто используем музыкальное сопровождение. Вообще в качестве профилактики заболеваемости детей необходимо использовать любое свободное время. Своеобразные «Минутки здоровья»,проводимые во время любого режимного момента (сбор на прогулку, непосредственно прогулка, перед сном и т.д.), имеют огромный оздоровительный «эффект, а длятся при этом не более 2–3 минут.
Двигательная активность игрового характера и сопровождающий ее положительный эмоциональный заряд в целом способны усилить все физиологические процессы организма ребенка, улучшить работоспособность всех органов и систем.
Интересный сюжет игры мотивирует детей на многоразовое выполнение детьми одних и тех же движений, не обращая внимания на усталость, что благотворно влияет на развитие выносливости. Особую роль в деятельности современного педагога ДОО по созданию здоровье сберегающей среды играют здоровье сберегающие технологии для организации образовательной деятельности с воспитанниками.
Среди основных целей, преследуемых современными технологиями по здоровье сбережению, можно выделить следующие:
- обеспечение дошкольникам возможности сохранить свое здоровье;
- формирование у дошкольника необходимых знаний, умений, и навыки здорового образа жизни;
- обучение дошкольников способам применения приобретенных знаний в повседневной жизни
Принято выделять три основных группы здоровье сберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- ритмопластика;
- физкультминутки и динамические паузы;
- разные виды подвижных игр;
- релаксационные упражнения;
- разные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая, корригирующая и др.).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- проведение игротренингов и игротерапии;
- коммуникативные игры;
- игровой массаж и самомассаж.
3. Коррекционные технологии:
- музыкотерапия;
- песочная терапия;
- сказкотерапия;
- арт-терапия;
- психогимнастика;
- цветотерапия;
- ароматерапия и др.
Очень важно обратить внимание на тот факт, что каждая из вышеупомянутых технологий имела оздоровительную направленность. Использование их в комплексе позволит в итоге сформировать у дошкольников стойкую мотивацию на соблюдение здорового образа жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Подводя итоги, следует отметить, что охрана и укрепление здоровья детей проходит в двух направлениях:
- это мероприятия по сохранению и стимулированию здоровья, предотвращению переутомления;
- воспитание привычки к физической активности и заботе о здоровье.
Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребёнок», является невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздорови- тельной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Влияние кардионагрузки на организм студента
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу