Вопросы планирования и организации образовательного процесса в вузе

К концу 1960-х гг. в нашей стране были достигнуты значительные объемы подготовки специалистов с высшим образованием. В этих условиях простое увеличение количественных показателей функционирования высшей школы перестало соответствовать потребностям экономики. Образовательный процесс вуза стал объектом изучения экономической науки, сфокусировавшей научный поиск на определении путей повышения качества подготовки специалистов и эффективности деятельности вуза.

Наибольший научный и практический интерес представляли следующие группы проблем:

  • планирование, организация и оптимизация учебного процесса в вузе;
  • организация, нормирование и оплата труда профессорско-преподавательского состава (ППС);
  • развитие материально-технической базы учебных заведений;
  • финансирование вузов и затраты на подготовку специалистов с высшим образованием;
  • определение экономической эффективности деятельности вуза. При изучении вопросов планирования и организации учебного процесса в вузе исследователи обосновывали принципы составления и оптимизации учебного плана.

К ним относили рациональное разделение учебного процесса на отдельные виды аудиторной работы, соблюдение оптимального соотношения между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов, создание условий и механизмов активного участия студентов в НИР, устранение многопредметности и дублирования учебного материала. В качестве актуальной рассматривалась проблема «наиболее правильной и экономичной организации учебного процесса».

В связи с этим разрабатывались принципы комплектования и критерии определения оптимального размера студенческих групп и потоков для различных видов аудиторных занятий, принципы расстановки ППС, учебно-вспомогательного персонала по факультетам и кафедрам, а также внутри кафедр по видам деятельности.

Обосновывалась необходимость учета следующих факторов при определении штатной структуры кафедры для обеспечения рациональной организации учебного процесса: повышение качества преподавания, развитие кадрового потенциала кафедр и вуза, экономное расходование средств, выделяемых на заработную плату.

Разрабатывались принципы и критерии оптимизации численности преподавательского, вспомогательного и обслуживающего персонала, нормативы учебной, методической и научно-исследовательской нагрузки. Предлагалось, во-первых, ввести единые нормы преподавателей (соотношения «преподаватель – студенты») для однопрофильных групп дневных вузов. Во-вторых, определять численность ППС дневных вузов с учетом не только количества студентов и аспирантов, но и показателей учебного плана, норм учебной нагрузки в зависимости от ученой степени или ученого звания.

Радикальная трансформация политического устройства и экономической системы России в начале 1990-х гг. усугубили проблемы, накопившиеся к этому времени в высшем образовании, и фактически поставили отечественную высшую школу в условия выживания.

Интересно
Поэтому изучение вопросов планирования и организации образовательного процесса в вузе с 1990-х гг. переплетается с исследованиями концептуальных основ высшего образования, закономерностей его развития, обоснованием принципов экономического и организационно-структурного реформирования высшей школы.

При этом отечественная экономическая мысль освободилась от жестких рамок, диктовавшихся идеологическими установками предшествующих десятилетий.

В результате произошло переосмысление научного наследия в этой сфере исследований, появились возможности практической апробации теоретического и методологического задела в области планирования и организации вузовского образовательного процесса.

Отдельные разработанные ранее методологические подходы, организационные формы, принципы, технологии планирования и организации образовательного процесса, методики и критерии оценки качества подготовки и эффективности деятельности вузов прошли проверку временем и нашли отражение в современной государственной образовательной политике и практике функционирования вузов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)