Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре

Несмотря на универсальный характер профессиональной мобильности, ее содержание и возможности развития обусловлены конкретной профессиональной сферой. В частности, профессиональная деятельность в области адаптивной физической культуры требует высокой степени горизонтальной мобильности, что обусловлено, во-первых, ее интегрированным характером (синтез педагогической, воспитательной, развивающей, реабилитационной, компенсаторной, профилактической деятельностей), во-вторых, необходимостью постоянного совершенствования профессиональной компетентности и комплекса личностных качеств, определяющих эффективность труда.

В вертикальном измерении данная профессиональная сфера достаточно ограничена, кроме того, эта деятельность не сопряжена с широким социальным признанием, авторитет профессионала в области адаптивной физической культуры локален.

В данном контексте развитие профессиональной мобильности позволяет бакалавру по адаптивной физической культуре самоактуализировать свой личностный потенциал, удовлетворить потребность в успехе и признании, что естественным образом сказывается на повышении результативности труда, предотвращении профессионального выгорания.

Методы исследования. Для определения технологии сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре необходимо уточнить понятия «процесс формирования профессиональной мобильности студентов» и «технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре».

Значение слова «формирование» в русском языке – это процесс действия по приданию чему-либо определенной формы, законченности (С.И. Ожегов). В психологии процесс формирования определяется как изменение личности индивида, его становление, детерминированное комплексом факторов (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, К.К. Платонов).

В педагогике понятие «формирование» трактуется как процесс целенаправленного управления развитием и саморазвитием индивида или отдельных качеств личности, интеллектуальных способностей и характеристик, моделей поведения и пр. (В.С. Безрукова , Б.М. Бим-Бад, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).

Формирование профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре является педагогическим процессом, следовательно, все качества педагогического процесса присущи процессу формирования профессиональной мобильности студентов. Согласно концепции В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, педагогический процесс обладает характеристиками целенаправленности, целостности, двусторонности.

Интересно
Процесс формирования профессиональной мобильности студентов является целенаправленным, то есть не стихийным, по- этому он управляемый, измеряемый и корректируемый. Будучи целостным процессом, он объединяет такие процессы, как обучение, воспитание и социализацию студентов, следовательно, на основе исследований данного процесса, реализуется в учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

Кроме того, поскольку образовательный процесс в высшей школе этапизирован (семестры и курсы обучения, рубежные испытания), выделенные этапы реализации данного процесса могут быть циклически реализованы в соответствии с организационной структурой образовательного процесса в вузе.

Процесс формирования профессиональной мобильности студентов является двусторонним процессом, поскольку представляет собой интеграцию деятельности преподавателей и обучающихся.

Результаты исследования.

Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре предполагает поэтапную реализацию. В исследовании выделяются мотивационно-целевой, познавательно-операционный и рефлексивно-диагностический этапы.

Мотивационно-целевой этап ориентирован на обеспечение развития профессиональной мотивации студентов, формирование индивидуальных и групповых целей профессионального развития будущих бакалавров по адаптивной физической культуре. На данном этапе осуществляется психологическое и педагогическое сопровождение на кураторских часах и в самостоятельной деятельности студентов.

Предпочтительными методами обучения выступают проблемный, ментальные карты, тренинг, форсайт, экспертная оценка, мозговой штурм, индивидуальная карта профессионального саморазвития.

Заключение.

Интересно
Таким образом, технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре – это последовательная, взаимосвязанная система действий преподавателей и студентов, направленная на решение педагогических задач по достижению цели, выражающуюся в формировании профессиональной мобильности обучающихся, посредством оптимального сочетания в образовательном процессе вузе психологического.

Педагогического, научно-методического и социального сопровождения воспитательной (кураторские часы), учебной (практика) и научно-исследовательской деятельности студентов, осуществляемого через применение интерактивных методов и форм воспитания и обучения, на мотивационно-целевом, познавательно-операционном, рефлексивно-диагностическом эта- пах в образовательном процессе вуза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)