Теоретико-методологические подходы к определению информационной политики

В современной науке сложились разные теоретико-методологические подходы к определению сущности «информационная политика».

Первый подход, автором которого является Н. Л. Ненастьева, достаточно широко и глубоко исследует влияние информационной политики на обширный круг социальных объектов.

При этом информационная политика в самом общем виде определяется как систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей, включающая институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства для распространения символического содержания большим, разнообразным и рассредоточенным аудиториям.

В рамках второго подхода к определению сути информационной политики центральной выступает проблема развития средств технических средств массовой информации и коммуникации.

По мнению его авторов (Например, И. Наумов, Ю. Сазонов, И. Флис), «информационная политика — это государственная деятельность по созданию единого информационного поля через развитие средств коммуникации».

При третьем подходе ряд ученых (А. В. Брега и Е. В. Карасева) определяют информационную политику исключительно как прерогативу государства. В такой трактовке государство — основной субъект деятельности в информационном пространстве, что, видимо, предполагает первоочередную реализацию интересов государственной власти.

Примерно на такой позиции стоит профессор В. Ф. Ницевич, с точки зрения которого информационная политика — это область деятельности всех органов и структур государства во всех сферах общественной жизни, определяемая его законами, нормами его общественной морали.

Интересно
Исследователь И. В. Мелюхин информационной политикой называет регулирующую деятельность государственных органов, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п. 

Полагаем, что на этапе становления информационного общества, в котором главным аргументом политики является работа с информацией, развитие информационной гражданской сферы становится приоритетным (при условии, что руководство страны действительно стремится построить полноценное демократическое государство с развитым гражданским обществом).

Авторы четвертого подхода (Ю. А. Нисневич, Д. Черешкин и О. Финько) под информационной политикой понимают совокупность целей и методов по достижению устойчивого развития информационной сферы жизнедеятельности общества и государства или национальных интересов в информационной сфере.

Так, профессор Ю. А. Нисневич под государственной информационной политикой понимает «совокупность набора целей и комплекса задач по их достижению, стратегии и тактики управления, принципов, способов и методов выработки и реализации управленческих решений для регулирования и устойчивого развития информационной сферы жизнедеятельности общества и государства».

Авторы считают, что государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их (задач) достижения и систему мер по их реализации.

В рамках пятого подхода его представители — О. В. Зубков, Б. В. Коваленко и А. А. Кочетков) предлагается считать информационной политикой действия по регулированию информационных отношений и наращиванию информационных ресурсов.

Такого мнения придерживается, к примеру, профессор Б. В. Коваленко, представляющий информационную политику «как составную часть общей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве».

Отдельного рассмотрения заслуживает позиция специалистов кафедры информационной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХ и ГС), изучающих следующую логическую цепочку: государство — СМИ — общественная (социальная) психика, массовое и специализированное сознание.

Взаимодействие этих составляющих имеет сложный характер, описываемый информационными процессами, информационными отношениями, то есть всем тем, что происходит в информационном пространстве. Следуя этой логике, на кафедре сформулирован объект информационной политики.

Это — государственное управление информационной сферой, состоянием общественного сознания, системой средств массовой информации и массовой коммуникации; информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие права личности, интересы общества и политику государства.

Предмет информационной политики определен как тенденции, закономерности развития информационной сферы, общественных информационных отношений, информационных процессов, методы анализа и прогноза их развития, выявления эффекта и механизмов воздействия СМИ и массовой коммуникации на массовое сознание, гражданское общество и государство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)