Группы СМИ

Роль СМИ в политике неоднозначна. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных для реализации многообразных задач информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации.

На сегодня существуют различные СМИ, которые можно условно разделить на несколько групп:

  • по социальному происхождению, источникам финансирования и роли в системе власти на:
  • официальные (государственные, в том числе военные), представляющие политические интересы власти и правящих партий;
  • оппозиционные, выражающие интересы борящихся за политическую власть партий и движений;
  • «независимые», которые якобы не относятся к каким-либо политическим силам и таким образом стремящиеся к «объективности» освещения действительности;
  • по идейно-политическому содержанию на:
  • демократические;
  • консервативные (неоконсервативные);
  • радикальные; центристские; прокоммунистические и т. д.

Мы не ставим сейчас своей целью дать здесь характеристику каждому из СМИ — для нас наиболее важен тот факт, что они придают соответствующую политическую окраску массовым информационным процессам как в отдельных сферах общественной жизни (политической, правовой, экономической, духовной, военной и других), так и в их содержании (неоконсервативного, демократического, радикального и т. д. характера).

Сложно рассмотреть все взаимосвязи СМИ и политики.

Основное внимание мы сконцентрируем:

  • на выяснении места и роли средств массовой информации в политике;
  • на взаимодействии и взаимоотношениях средств массовой информации и властных структур;
  • на СМИ как инструменте «политического маркетинга».

Пресса, радио, телевидение претендуют сегодня на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов», на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, коррупции в коридорах власти, росте наркомании и преступности и т. д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. Более того, многие журналы и газеты, радиовещательные и радиотелевизионные компании держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении махинаций, выискивании секретов, выставляя их на всеобщее обозрение.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя к чувственным компонентам сознания (любовь к Родине, националистические и патриотические настроения и др.), СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и по завершении пропагандисткой кампании все становится на свои места.

Эта особенность четче всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний.

Согласно результатам многих социологических исследований, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх за свое будущее и т. п. Вместе с тем у людей, часто пользующихся услугами СМИ, более легко вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира.

Причем разные категории населения могут реагировать на эти явления по-разному. Нескончаемые сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках и т. д. одних наводят на мысль о необходимости «твердой руки», сильной личности, способной положить конец анархии, обеспечить закон и порядок и т. д., других вынуждает уйти в частную жизнь, третьих — присоединиться к разного рода общинам, религиозным сектам и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)