Информационное и медийное образование аудитории

Человек сегодня находится в ситуации постоянно увеличивающегося объема информационного потока, под воздействием которого формируются его жизненные ценности и идеалы. Средства массовой информации становятся не только каналом информирования человека о происходящих событиях, но и инструментом комплексного освоения окружающего мира. Они обладают широким спектром возможностей для всестороннего и гармоничного развития личности.

СМИ выполняют различные функции в социуме. Относительно социокультурных функций масс-медиа в современном обществе существует множество мнений.

Не вдаваясь в подробности разногласий, отметим, что в числе важнейших называются функции образовательного и воспитательного характера: социально-педагогическая, учебно-воспитательная, познавательно-просветительская, культурно-духовная, морально-этическая, художественно-эстетическая и другие.

Действительно, в условиях глобализации и тотальной информатизации, а также ведущейся против нашей страны информационной войны в российском обществе особое значение приобретают функции образовательного содержания и воспитательной направленности. Это обусловлено как происходящими в России политическими, социально-экономическими и культурно-духовными процессами, так и продолжающейся реформой системы образования, внедрением информационных технологий в учебный процесс.

Масс-медиа фактически представляют собой систему средств неформального образования и просвещения учащейся молодежи, существенно влияющих на усвоение школьниками социальных норм и на формирование их ценностных жизненных ориентаций.

XXI век сделал современные информационные технологии легкодоступными, значительно ускорив, но одновременно, к сожалению, значительно упростив познание окружающей действительности.

Масс-медиа могут служить стимулом для совершенствования жизни человека, средством отражения национального своеобразия и развития, международного взаимопонимания и мира, сообщая реалистичную и адекватную информацию об истории, культуре, ценностях каждого народа.

В то же время масс-медиа, превращаясь в доминирующее средство формирования личности, представляют потенциальную угрозу разрушения моральных и этических норм, культурных и художественных ценностей молодого человека, только вступающего в самостоятельную жизнь. Здесь очень многое зависит от уровня его компьютерной и медийной грамотности, степени информационной компетентности, а также информационной, медийной и цифровой культуры.

Владение знаниями в области информационных технологий, умениями и навыками рационального использования возможностей цифровых информационных ресурсов являются показателями уровня развития компьютерной грамотности и информационной компетентности молодежи.

К сожалению, в российской научной среде до сих пор нет единого подхода к определению сущности понятий «медийная грамотность» — медиаграмотность (быть грамотным потребителем СМИ), «информационная компетентность» (т.е. уметь осуществлять поиск, систематизацию, анализ и использование информации); а также «компьютерная грамотность» (быть умелым пользователем цифровых технологий), которая изучается на уроках информатики.

Не вдаваясь в подробности толкований их сходства и различий, укажем, что содержание первых двух понятий, где в основе лежат термины «информация» и «медиа», значительно шире и глубже, нежели понятие «компьютерная грамотность», потому что первые включают знания в области СМИ, навыки и умения пользоваться всеми видами информационных ресурсов, включая медиаресурсы и ресурсы Интернета.

Информационная компетентность — это знания, умения и навыки учащегося, которые позволяют ему осуществлять поиск, отбор, систематизацию, переработку, анализ и оценку необходимой информации, а также создавать и обмениваться новой информацией.

Это понятие включает в себя как компьютерную, так и медиаграмотность, т. е. знания, навыки и умения в области средств массовой информации и коммуникации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)