Медиаобразование

Понятие «медиаобразование» (от англ. education и лат. me-dia) многогранно. Оно тесно связано с педагогикой, психологией, культурологией, теорией и практикой массовой информации, литературоведением, книговедением, киноведением и другими отраслями гуманитарного знания и искусства. Однако исследователи трактуют это понятие неоднозначно. Существуют несколько подходов к определению содержания медиаобразования, его целей и задач.

Во-первых, медиаобразование рассматривается в рамках профессиональной подготовки кадров для средств массовой информации (журналистов, литературных редакторов, телеоператоров и др.).

Во-вторых, под медиаобразованием понимается такой метод (способ) обучения, при котором используются СМИ, в частности Интернет.

В-третьих, медиаобразование — это самостоятельная концепция обучения с целью «вооружения» массовой аудитории, прежде всего молодежи (школьников, студентов), знаниями о деятельности СМК, приобретения умений пользования распространяемой ими массовой информацией, овладения первичными творческими навыками.

Действительно, для осуществления информационного взаимодействия в системе «производитель — распространитель — потребитель» информации последний (читатель, телезритель, радиослушатель, пользователь Интернета и др.) в первую очередь должен быть подготовлен к восприятию и оценке, предлагаемой ему массовой информации. Для этого ему необходимо обладать первичными знаниями об информационной деятельности СМИ.

В материалах ЮНЕСКО есть такое определение медиаобразования: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география».

Энциклопедические определения медиаобразования также категоричны. В Российской педагогической энциклопедии оно определяется как «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации.

Основная задача медиаобразования — подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

Зарубежные исследователи также полагают, что «медиаобразование — это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа.

Интересно
Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания, тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование (media educa-tion), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)».

Сегодня многие факторы делают значение медиаобразования чрезвычайно актуальным. Международные организации (ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМК. Постоянно повышается роль международного сотрудничества и обмена опытом в этой области.

В конце 2003 г. в России состоялась международная научно-практическая конференция «Медиаобразование в ХХI веке». На конференции обсуждался в том числе и «Российский модуль медиаобразования», который представляет собой базовую универсальную программу для осуществления преподавания по дисциплине «Медиаобразование» с учетом конкретных национальных и региональных особенностей. Этот модуль должен стать основой для общих и специализированных программ по ознакомлению с природой, сущностью и функциями СМИ, новыми информационными технологиями различными категориями молодежной аудитории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)