Техническое регулирование как фактор конкурентоспособности товаров и услуг

Выделение в самостоятельную главу характеристики технического регулирования вызвано двумя причинами: особым значением технического регулирования для обеспечения конкурентоспособности продукции; двоякой ролью как фактора конкурентоспособности в части масштабов распространения, т.е. действием как макро-, мезо- и микрофактора.

На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы:

  • в выполнении обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законодательстве;
  • выполнении рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;
  • подтверждении соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия.

Перечисленные выше документы — техническое законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствия являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием.

Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолеть на своем пути различного рода барьеры, и прежде всего тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные).

Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Приведенные ниже примеры технических барьеров свидетельствуют о помехах в торговом сотрудничестве России с западными партнерами.

Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как в продуктах был обнаружен сульфонамид — вещество, потенциально способное вызвать у человека аллергическую реакцию.

Причина заключалась в различии требований международных и национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом более жесткие, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен. В связи с этим инцидентом были проведены переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования.

Приведенный пример свидетельствует о естественном барьере, возникшем, как уже отмечалось, из-за различия зарубежного и национального стандартов. Но можно говорить и об искусственно созданных технических барьерах для России как страны, не являющейся членом ВТО.

Так, поставленные в свое время на рынок Швеции и Швейцарии отечественные автомобили были выполнены с учетом требований такой международной организации, как ЕЭК ООН.

Однако импортеры вышли за рамки требований: в Швеции были предъявлены более жесткие требования по токсичности выхлопных газов; в Швейцарии установили норму по уровню шума 77 дБ, в то время как по нормам ЕЭК ООН допускается до 80 дБ.

Холодильники «Минск», «Бирюса» прошли сертификацию во Франции, Германии и Голландии, но не были допущены на рынки Скандинавских стран несмотря на то, что результаты сертификации в указанных государствах распространяются на всех членов ЕС.

Описанные меры способствовали временному сокращению экспорта товаров в страны ЕС и созданию привилегированного положения для местных производителей.

Существование и значимость барьеров определяются политикой государств, в частности устанавливаемой ими системой технического регулирования.

Как указывалось в гл. 3, условием вступления России в ВТО является выполнение требований Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятого этой международной организацией.

Действующий в России ФЗ о техническом регулировании играет решающую роль в реализации нашей страной указанного Соглашения. По мнению специалистов, техническое регулирование позволит обеспечить значительно больший прирост ВВП, чем все тарифное регулирование.

По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизация, оценка соответствия) дают странам — участницам АТЭС 0,26% прибыли от фактического ВВП (около 45 млрд долл.), тогда как программа тарифного регулирования — всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).

Техническое регулирование — это правовое регулирование в трех областях:

  • техническом законодательстве;
  • стандартизации;
  • оценке соответствия.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)