Процессный подход

В гл. 6 было дано определение процесса согласно ИСО 9000. Важнейшим условием процессного подхода является обязательное измерение результатов процесса.

В советский период, в частности в 1970—1980 гг., был накоплен богатый опыт количественного контроля результатов технологических операций в отраслях военно-промышленного комплекса.

В соответствии с механизмом военной приемки представители заказчика отслеживали результаты каждой операции.

Поэтому была обеспечена высокая надежность военной техники, а также гражданской продукции (холодильники «ЗИЛ», «Саратов» и др.), выпускаемой на оборонных предприятиях.

Требования к процессам показаны на рис. 41.

Результативность процесса отражает степень соответствия готовой продукции как нового товара проекту (за основу которого были взяты характеристики аналога-конкурента) и степень реализации запроектированных показателей качества.

Эффективность процесса показывает, насколько хорошо используются выделенные ресурсы.|Как правило, она определяется через затраты времени и ресурсов, которые должны быть минимальными.

Поэтому ее иногда приравнивают к производительности процесса, т.е. сколько человеко-часов потрачено на производство единицы продукции.

Эффективность достигается оптимизацией затрат, уменьшением времени выполнения заказа (скоростью процесса). Если результативность определяет качественную составляющую конкурентоспособности, то эффективность — стоимостную (ценообразующую).

Исходя из степени детализации процессов можно определять эффективность макропроцессов (например, производства продукции определенной марки), субпроцессов или подпроцессов (процессов закупок, аудита и т.д.), микропроцессов (приемки заявки от клиента, измерений конкретных показателей качества и т.д.).

Большую роль в повышении эффективности процессов играет применение методологии «бережливого производства», которая позволяет улучшить своеобразный КПД организации, т.е. отношение затрат времени на создание добавленной стоимости к общим затратам времени.

По мнению консультантов японского института Кайзен (Kaizen), у слабо организованных компаний эта пропорция составляет 1:10 000, у передовых «Хонда» требуется 19,9 ч на сборку автомобиля, то на «Дженерал Моторс» — 26,8 ч, а на «Даймлер-Крайслер» — 31,3 ч. Укажем, что на АвтоВАЗе трудоемкость сборки автомобиля составляет более 300 ч.

Адаптивность процесса — это реакция поставщика на изменения на рынке. От гибкости стратегии зависит скорость обновления ассортимента.

Как уже отмечалось, адаптивность — это условие выживаемости компаний. Средний срок деятельности компании составляет не более 12 лет. За последние 40 лет канули в лету более половины из 500 крупных компаний мира.

Используя метод биологической аналогии, следует сослаться на теорию эволюции Ч. Дарвина: «Выживают не самые сильные, а те, кто в наибольшей степени проявляют способность адаптироваться к переменам».

Адаптивность процесса — это проблема как управленческая, так и техническая. Примером адаптивности отдельных российских предприятий может служить деятельность представителей обувной промышленности.

Один из владельцев обувной компании отмечает: «Как только я узнаю, что модель не продается, по моему звонку ее раскрой сразу прекращается, а поскольку мы шьем быстро, раскроенные остатки невелики. На разработку новой модели — от идеи до воплощения — нам требуется неделя».

Благодаря компьютеризованному производству (на основе CALS-технологий) на роботизированном конвейере шинного завода «Пирелли» (в пригороде г. Милана) переналадка на новую шину (по данным проф. X. А. Фасхиева) осуществляется всего за 20 мин.

Таким образом, скорость выведения нового продукта на рынок сегодня имеет решающее значение. В работе написано: «Большой, может быть, и не съест маленького, а вот быстрый точно съест медленного».

На повышение темпов освоения новой продукции направлены лицензионные стратегии, которые обеспечивают «доступ к знаниям». Речь идет о покупке лицензий на применение ноу-хау, техническую документацию, оборудование, материалы.

Лицензии западных компаний в свое время (1950—1960-е гг.) были одним «из строительных материалов» японского экономического чуда. С целью экономии колоссальных средств на дорогостоящие исследования и опытно-конструкторские работы, которые тем временем велись в США, японцы в послевоенный период закупали ежегодно около 1500 лицензий западных компаний.

Приоритетность процесса означает, с одной стороны, выбор основных операций, определяющих конкурентные преимущества товаров, с другой — установление «критических точек», т.е. операций, определяющих безопасность продукции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)