Роль государства в обеспечении конкурентоспособности
Эффективность любой системы управления определяется тем, насколько она охватывает все уровни управления. В России пока «задействованы» низшие и средние звенья — персонал и руководство предприятий, ориентированных на экспорт продукции.
Организуемые федеральными органами исполнительной власти конкурсы представляют собой первый опыт участия высших звеньев в управлении конкурентоспособностью.
В ряде стран программы повышения конкурентоспособности разрабатываются и контролируются на самом высоком уровне управления государством.
Особого внимания заслуживает опыт США. В работе отмечены следующие этапы формирования государственной политики США в области конкурентоспособности:
1988 г. — принятие Конгрессом США закона о торговле и конкурентоспособности;
1988 г. — формирование Национального совета по конкурентоспособности при президенте США;
1994 г. — принятие администрацией президента США Стратегии национальной безопасности США, в которой первый из семи разделов посвящен повышению конкурентоспособности страны.
Федеральным органом, реализующим в США закон о торговле и конкурентоспособности, является министерство торговли США в лице своей администрации по технологиям (AT). В состав AT входят: управление по технологической политике; национальный институт стандартов и технологий; национальная служба технической информации.
Управление по технологической политике (УТП) служит форумом для обсуждения основных вопросов в области конкурентоспособности.
Специалисты УТП осуществляют мониторинг научной и технологической политики зарубежных стран с целью определения интересов и позиций промышленности США на мировом научно-технологическом рынке, уровня и путей повышения ее конкурентоспособности.
Вероятно, аналогичные меры должны быть приняты и высшим руководством России. Только задействование всех уровней управления («вертикали управления») способно поднять рейтинг России по показателю конкурентоспособности производимой продукции и услуг.
Уже много лет в нашей стране дискутируется национальная идея России в нынешнем веке.
Попытку поставить точку в этой дискуссии сделал В. В. Путин в своем программном выступлении перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. в рамках предвыборной компании по выборам Президента России. Отвечая на вопрос о своем видении национальной идеи, национальной миссии России в XXI веке, он сказал: «…Можно собираться и дискутировать на эту тему сколь угодно.
Вы знаете, я глубоко убежден: мы стоим перед очень серьезным вызовом времени, различные страны и регионы мира очень активно развиваются.
Если мы все время будем упоминать о свой тысячелетней истории и говорить о том, как мы богаты природными ресурсами и какими умными мы являемся, и почивать на этих лаврах, мы захиреем окончательно. Нам нужно быть конкурентоспособными во всем.
Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня». Для реализации идеи, высказанной Президентом РФ, и разработки эффективного механизма повышения конкурентоспособности экономики постановлением Правительства РФ от 03.06.2004 был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.
- Бренд-стратегия
- Понятие бенчмаркинга
- Взаимовыгодные партнерские отношения
- Постоянное улучшение
- Процессный подход
- Ориентация на потребителя
- Некоторые принципы системы обеспечения конкурентоспособности
- Общая характеристика системы обеспечения конкурентоспособности
- Отношение потребителей и предпринимателей к знакам лауреатов конкурсов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу