Связь концепций маркетинга и логистики в рамках маркетинговой логистики

Концепция маркетинга в философском смысле — организация предпринимательства, ведения дел с пониманием того, что только деятельность в условиях рыночных отношений, ориентированная на потребителя позволяет лучше решать задачи самого потребителя, компании и общества в целом.

Концепция определяет цель маркетинга — удовлетворенный потребитель, как первооснова для решения задач компании.

В зависимости от конкретного состояния рынка, уровня развития рыночных отношений (рынок продавца или рынок потребителя) выделяют традиционную, производственную, сбытовую, товарную, социально-этическую и сервисную концепции маркетинга.

С развитием рынка, отношений на нем, маркетинг претерпевает качественные изменения, поскольку переосмысливаются сами рыночные отношения. Известно пять последовательных трансформаций концепции рыночной деятельности.

Они возникают в различные периоды развития экономики и общества, в качестве ответа на новые экономические и социальные вызовы времени:

  • концепция совершенствования производства (Начало ХХ века);
  • концепция совершенствования товара (20-е годы ХХ века);
  • концепция интенсификации коммерческих усилий (30–50-е годы ХХ века);
  • концепция рыночной деятельности (50–60-е годы ХХ века);
  • концепция социально-этичного маркетинга (с 60-х годов ХХ века).

В концепции маркетинга, в качестве тенденции произошедших изменений, прослеживается смещение акцента с производства товара на его сбыт. В последующем, со сбыта — на решения задач, которые стоят перед потребителями и обществом в целом. Концепция совершенствования производства основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и системы распределения.

Концепция совершенствования производства находит применение в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость товара слишком высока, т. е. ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности труда.

Концепция совершенствования товара состоит в полагании того, что потребители будут покупать товары наивысшего качества, с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара

Концепции интенсификации коммерческих усилий придерживаются многие производители. Концепция интенсификации коммерческих усилий состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Постоянно используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам повседневного спроса, о приобретении которых покупатель долго не раздумывает. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им товара.

Концепция рыночной деятельности предполагает, что залогом достижения целей фирмы служат четкое понимание и удовлетворение нужд и потребностей целевых потребителей (прямой маркетинг) и рынков (массовый маркетинг).

Концепция социально-этичного маркетинга пришла на замену концепции рыночной деятельности в силу изменившихся парадигм, в силу изменившего общества и отношений в нем. Объединяет их та же необходимость ориентации на потребностей и обеспечение их удовлетворенности эффективным и продуктивным способом. Однако, современная концепция маркетинга подразумевает необходимость одновременно обеспечения сохранения и укрепление благополучия потребителя и общества в целом.

Это требует от фирмы увязки в политике маркетинга трех факторов:

  • удовлетворение потребностей потребителей;
  • получение прибыли;
  • и улучшение общего благосостояния людей.

Только взаимный учет этих трех факторов приносит рыночный успех. Напротив, попытка решения одной из выше перечисленных задач, в ущерб решению других, неизбежно приводит компанию к потерям, а ее отношения с обществом — в тупик.

Лозунг «социально ориентированная компания» является отражением именно этой концепции в политике маркетинга ряда фирм, провозглашающих себя маркетинговыми.

Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса.

Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/ технологии, как:

  • RP (Requirements/Resourse planning) — планирование потребностей/ресурсов;
  • JIT (Just-in-time) — точно в срок;
  • LP (Lean Production) — «плоское» производство;
  • Supply chain management (SCM) — «управление цепью (цепями) поставок»;
  • Time-based logistics — «логистика в реальном масштабе времени»;
  • Value added logistics— «логистика добавленной стоимости»;
  • E-logistics— «Электронная логистика»;
  • Virtual logistics — «Виртуальная логистика».

Здесь мы кратко остановимся на концепциях Time-based logistics и Value added logistics. Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т. е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. Таким образом, важнейшее значение приобретает фактор времени.

Концепция Time-based logistics направлена на оптимизацию всех фаз жизненного цикла товара по времени (рис. 7): научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, поставок сырья и материалов, производства, обработки заказа и доставки готовой продукции потребителям, выполнения послепродажного сервиса и т. д.

Для сокращения продолжительности полного логистического цикла предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции. Интеграция двух концепций: концепции жизненного цикла товара (маркетинг) и концепции Time-based logistics (логистика) дают нам единую концепцию Логистики жизненного цикла товара.

Сущность ее заключается в том, что имея 4 основные стадии жизненного цикла любого товара на рынке, компания стремится использовать различные логистические и маркетинговые инструменты, для различных стадий. Концепция Value added logistics— «логистика добавленной стоимости» — основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге.

Связь концепций маркетинга и логистики в рамках маркетинговой логистики

Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция Value added logistics определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом.

Главное — определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции/функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов.

Ключевой вопрос формулируется следующим образом: «Действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, то тем ли потребителям они адресованы?» За этим вопросом неизбежно возникает следующий: «Как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?»

Наконец, ключевым потребителям может быть предложен уровень сервиса несколько выше базового. Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью. Такое обслуживание по определению уникально и предоставляется особым потребителям помимо базовых сервисных программ фирмы.

Очевидное стремление логистических посредников фирмы (например, в системах дистрибьюции, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса) получить как можно большую прибыль может существенно увеличить общие затраты и цену продукции, в том числе за счет роста затрат на обслуживание конечного потребителя.

Поэтому необходимы логистический мониторинг затрат в цепи полной стоимости и первоочередное внимание к тем логистическим функциям, которые не поддерживаются самой фирмой, для контроля ситуации на рынке и выполнения стратегических задач. Таким образом совместное применений концепций совершенствования товара (маркетинг) и Value added logistics (логистика) создают единую концепцию удельной пользы продукта.

Сущность ее заключается в следующем: для поддержания конкурентоспособности компания должна обновлять товар, совершенствуя его, но эти обновления не всегда несут позитивный результат.

Соответственно необходимо совершенствовать продукт только в тех характеристиках, которые наиболее эффективно повлияют на выручку от продажи. То есть мы берем конкретный товар и делаем глубокий анализ рынка для выявления всех потребностей потребителя.

Ранжируем потребности по степени их влияния на покупку и по 3–5 основным предлагаем улучшения. Далее эти улучшения тестируются на группе потенциальных потребителей с двумя критериями «купили бы вы этот продукт?» и «стал ли этот продукт лучше?» на основе этого составляется рейтинг улучшений и в производство поступает то улучшения, которое набрало самый высокий балл по двум вопросам.

Логистика в ее современном виде немыслима без информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы логистической сети без интенсивного обмена информацией в реальном времени, без быстрой реакции на потребности рынка.

Сегодня практически невозможно обеспечить конкурентное качество товаров и услуг без информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в логистике.

Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий, обеспечившему автоматизацию типовых технологических операций и принятие решений в реальном масштабе времени, логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.

Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. Логистические менеджеры могут теперь получать более точную и оперативную информацию о продажах, а значит, могут принимать адекватные решения по управлению логистическими функциями.

Своевременная и полная информация повышает точность или вовсе избавляет от необходимости делать прогнозы (эти прогнозы становятся гораздо более точными), а также от необходимости поддерживать в логистических цепях и каналах значительные страховые запасы.

С этих позиций логистическая сеть должна строиться на основе современных информационных систем и технологий:

  • КИС классов MRPW/ERP/CSRP/APS;
  • новейших технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов: CALSиCASE;
  • интернетрешений, мобильного и электронного бизнеса;
  • электронного документооборота и EDI-технологий;
  • WAP-протоколов беспроводной связи;
  • систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов;
  • спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени.

Применение концепции «Логистика в реальном масштабе времени» позволяет ускорить выполнение логистических операций, уменьшить соответствующую потребность в финансовых ресурсах. Цель — ускорить оборачиваемость запасов, а для этого следует сократить время исполнения заказа. Сокращение уровня запасов оказывается возможным благодаря тому, что вероятность ошибки прогноза сводится к минимуму.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)