Использование подходов маркетинга и логистики в информационно-аналитических системах предприятия

Информационно-аналитическая система (ИАС) — это компьютерная система, которая позволяет получать информацию, создавать ее и осуществлять ее обработку и анализ. Ее структура представлена на рисунке 8.

Первый уровень архитектуры (справа) показывает набор процедур и методов для загрузки, конвертации, агрегации и очистки данных, поступающих из внешних источников в ХД. Внешними источниками в данном случае выступают данные из автоматизированных банковских систем (АБС ВМ), данные их ПК CRED2000 и данные из офисных приложений.

Второй уровень представляет собой непосредственно хранилище, то есть единый интегрированный источник данных, который содержит непротиворечивую информацию из различных внешних источников, пригодную для анализа.

Использование подходов маркетинга и логистики в информационно-аналитических системах предприятия

В ХД данные хранятся в агрегированном виде. Имеется три уровня агрегации — уровень высокой агрегации, необходим для глобального анализа и формирования отчетов большой периодичности; уровень средней агрегации и уровень детальной агрегации. Третий уровень ХД представляет собой набор предметно-ориентированных витрин данных, в которых содержится информация для конечных пользователей ИАС.

Информация в витринах данных разнесена так, чтобы максимально облегчить работу пользователя. В различных витринах содержится различная информация, пригодная для проведения того или иного вида анализа.

Для анализа функционирования цепей поставок создается информационная модель представления данных, которая отражает происходящие логистические процессы, как в самой фокусной компании (розничной сети), так и во взаимодействии ритейлера с поставщиками и покупателями.

Объекты анализа:

  1. Товарные потоки (могут быть структурированы по категориям, ассортименту и другим параметрам).
  2. Подразделения компании (магазины, распределительные центры, производственные подразделения и др.).
  3. Поставщики и клиенты.

Информационная модель цепей поставок на примере, сетевой розничной компании представлена на рисунке 9.

Модель решает следующие задачи:

  • отображает динамику различных показателей логистических бизнес-процессов в разрезе всех объектов анализа (например, выручка в разрезе магазинов, запасы в разрезе поставщиков, доходность продаж в разрезе клиентов и др.);
  • проводит ранжирование объектов анализа по различным критериям (например, проведение ABC-анализа продаж и др.);
  • проводит сравнительный анализ показателей логистических бизнес-процессов за разные интервалы времени (например, как изменилась оборачиваемость товаров в компании во втором квартале по сравнению с первым, насколько доля в продажах заданной категории товаров в мае изменилась по сравнению с апрелем);
  • и др.

В основу подхода к построению информационно-аналитической модели был положен принцип проектирования многомерных OLAP-кубов.

Использование подходов маркетинга и логистики в информационно-аналитических системах предприятия

Использование подходов маркетинга и логистики в информационно-аналитических системах предприятия

Информационная OLAP-модель представляет собой набор OLAP кубов, каждый из которых предназначен для решения определенной задачи анализа функционирования цепей поставок. OLAP-куб, как носитель информационной модели, представляет собой специального вида хранилище, в ячейках которого находятся значения мер, сгруппированных по измерениям.

Меры — это величины, вычисление которых часто является целью анализа. Каждое значение меры относится к определенному промежутку времени, подразделению, товару.

Объекты торговли, товары, поставщики и покупатели в нашем случае являются объектами анализа и в OLAP-кубах выступают как измерения. Каждое из этих измерений может иметь свою иерархию. Еще одним обязательным измерением выступает время, которое, как правило, имеет два типа иерархии: месячную и недельную.

На рисунке 10 приведен вариант многомерного OLAP-куба — трехмерный куб, у которого по каждой стороне отложены координаты измерений, а в каждой ячейке находятся значения мер, соответствующие значениям измерений куба.

В кубе находятся данные о продажах различных товаров за четыре месяца по трем магазинам. Это уже готовые, заранее посчитанные программой данные. Каждый элемент куба содержит значения мер. На рисунке — это средние запасы, продажи, оборачиваемость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)