Взаимодействие маркетинга и логистики в управлении цепями поставок

Управление цепями поставок (УЦП) — одна из наиболее значимых областей в рамках применения логистического подхода к управлению современным производством. Концепция управления интегрированными цепями поставок получила название SCM и представляет собой подход в рамках которого осуществляется единое управление логистическими потоками на всём пути их следования: от инициатора потока до его конечного покупателя.

УЦП — интегрирований в единую систему всех бизнес-процессов, нацеленных на удовлетворение потребностей конечных потребителей и охватывающих всех поставщиков и посредников участвующих в удовлетворении конечного потребителя.

Со структурной точки зрения цепи поставок представляет собой совокупность всех участников товарного движения: от поставщика до конечного потребителя, а также совокупность всех логистических потоков. Отдельные участники цепей поставок представляют собой звенья цепей поставок.

С точки зрения процессов цепей поставок представляет собой совокупность процессов и потоков нацеленных на удовлетворение потребностей конечных потребителей. Ценообразующую роль играет доведение материального потока от начального поставщика к конкретному потребителю, однако в цепях поставок должен быть также налажен процесс возвратного движения материального потока.

Основная идея при создании системы потребительского сервиса — интеграция функций логистики и маркетинга, то есть стремление охватить весь цикл работ, заранее предвидеть всю систему взаимоотношений между маркетингом и логистикой, максимально учесть последствия решений, принимаемых в этих областях.

В результате, основными направлениями взаимодействия логистики и маркетинга в цепях поставок становятся следующие виды деятельности:

  • разработка политики обслуживания клиентов;
  • определение стандартов логистических услуг;
  • построение взаимовыгодных отношений с поставщиками и заказчиками.

Важнейшая совместная задача маркетинга и логистики при формировании системы логистического сервиса состоит в установлении стандартов услуг. Одним из наиболее существенных вопросов при разработке стандартов услуг является оценка конкурентной среды, в которой функционирует логистическое предприятие.

При этом важно представлять, как клиент оценивает уровни обслуживания конкурирующих фирм (каков перечень, стоимость и качество услуг). Решение этого вопроса становится обязательным условием при разработке новых стандартов качества обслуживания потребителей.

Успешное функционирование логистических компаний в рамках интегрированных цепей поставок предполагает построение системы взаимовыгодных отношений как с субподрядчиками, так и с клиентами фирмы.

Это одно из наиболее существенных направлений повышения эффективности работы логистических предприятий и наиболее важная совместная задача маркетинга и логистики в компании.

При этом существенным фактором становится определение точки зрения покупателей и отношения клиентов к предлагаемому набору и качеству услуг. Для каждой группы потребителей разрабатывается индивидуальная программа стимулирования, направленная на повышение степени лояльности клиентов.

При этом важным является:

  • определение категорий потребителей, от которых в первую очередь зависит результат работы сервисной компании (и, прежде всего — величина получаемой прибыли);
  • прогнозирование потребительского поведения и использование программ стимулирования на основе предоставления скидок, кредитов, рассрочек платежа, отсроченной оплаты по счету, бонусов за повторные покупки и т. д., оценка реакции потребителей на предложенную программу и анализ экономических результатов (величины прибыли, роста продаж) от использования новых подходов.

Взаимодействие логистики и маркетинга на оперативном уровне управления может осуществляться на базе создания в сервисных компаниях временных рабочих групп для выполнения конкретного заказа клиента.

Такая группа представляет собой коллектив, в котором собраны специалисты подразделений логистики и маркетинга для решения следующих задач: сокращения времени выполнения заказа при сохранении качества оказываемых услуг; обеспечения синхронности действий обслуживающих подразделений и оптимизации процессов снабжения и сбыта; выявления различных видов потерь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)