Сущность процесса воспитания юриста

Содержание воспитания в юридическом вузе обусловлено его целями, структурой профессионально значимых качеств личности юриста, а также социокультурными и геополитическими вызовами.

Стремительно меняется мир, процессы глобализации предполагают все более тесные и разнообразные контакты, коллективное сознание преобладает над индивидуальным, расширяются взаимосвязи и взаимозависимость различных стран и народов. Расширяется и развивается взаимодействие культур, происходит обширный культурный обмен, устанавливаются прямые контакты между различными социальными группами, государственными институтами, общественными организациями и движениями. Усиливаются тенденции к сохранению культурной самобытности, что крайне важно в современных условиях и позволяет сохранить и не утратить своего культурного разнообразия.

Европейский союз создал возможность свободного перемещения людей, капиталов и товаров. Происходят интенсивные перемены в жизни представителей разных культур, вовлекаемых в жизнедеятельность городов. Проблема межкультурного общения, взаимного общения носителей разных культур является одной из
наиболее важных. Это один полюс проблем.

С другой стороны, в течение последних лет на постсоветском пространстве сложилась сложная ситуация. Силами США активно создается пояс напряженности вокруг России. Антиконституционный переворот в Украине и фактически начавшаяся гражданская война также были организованы не без помощи американских спецслужб. Против России организована экономическая санкционная война. Целенаправленно в течение ряда лет разжигается и поддерживается военный конфликт в Сирии, государстве, которое является практически единственным полноценным союзником России на Ближнем Востоке. Все это является свидетельством реализации прежде всего  США и их союзниками, стратегии «управляемого хаоса», направленной против России. Данная стратегия реализуется системно по различным направлениям – политическому, военному, экономическому, технологическому, информационному, социальному, образовательному.

Однако есть и внутренняя составляющая этих событий, которая была предопределена разрушением советской системы воспитания от школы до вуза и формированием неолиберального подхода к стратегии развития образовательных систем государств под протекторатом западных кураторов. Замечательно иллюстрируют эту ситуацию слова советника американского президента из романа Андрея Ильина «Диверсия» о необходимости воздействовать на подрастающее поколение на тех, кому пять, шесть, десять лет: «Дайте им другие, чуждые ценности через мультфильмы, комиксы, музыку…». Речь идет о внутренних условиях развала Советского Союза. Таким образом, векторы образования и средств массовой информации во многом определяют направление развития государств от подлинной демократии до неофашистских режимов.

В сложившихся современных сложных условиях система образования должна адекватно реагировать на глобальные риски. В наибольшей степени это касается воспитательной деятельности. Основой стратегии изменений должно стать повышение ее эффективности, интеграция обучения и воспитания, освоение мер противодействия социальным вирусам и манипулятивным воздействиям, развитие междисциплинарных связей образовательных программ.

Анализ глобальных рисков доказывает справедливость концепции Нассима Талеба о практически непредсказуемых редких событиях, оказывающих существенное влияние на политические и экономические процессы. Талеб дает им название «черные лебеди». Эти события оцениваются постфактум, их возникновение крайне трудно прогнозировать, влияние их на мировое развитие очень велико. Примерами могут служить распад Советского Союза (кто мог предположить это в начале 80-х годов), кризис в Украине, породивший гражданскую войну, возникновение и распространение очага терроризма в форме «исламского государства».

В то же время теория и практика глобального прогнозирования позволяет определить ключевые векторы развития событий, оказывающих влияние на мировую и региональную экономику, политические стратегии, технологические прорывы. Одним из таких векторов как раз является развитие концепции сетецентрических войн и реализация США стратегии «управляемого хаоса». Алексей Подберезкин выделяет ряд основных признаков данной стратегии. К ним относится искусственное обострение внутренних политических, экономических, социальных, религиозных противоречий в стране, регионе, обеспечивающих дестабилизацию обстановки, создание кризисной ситуации. Средствами могут быть организация сети агентов влияния, неправительственных и некоммерческих организаций, реализующих политико-дипломатическое, экономическое, социальное давление на власть.

Средствами внешнего воздействиям может быть формирование соответствующего международного общественного мнения, организация политической и экономической изоляции страны подконтрольными государствами (система санкций против России, политика ценообразования нефтедобывающими странами, прежде всего Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов), создание очагов нестабильности вокруг границы государства (Украина, Грузия, Молдова), воздействие, в том числе военное, на ближайших союзников (режим Асада в Сирии). Важный признак – обострение информационного противоборства, «запуск» социальных вирусов в сети Интернет и средствах массовой информации с помощью современных информационных технологий, а также прямые компьютерные атаки (примером может служить массированное технологическое воздействие на информационные объекты инфраструктуры атомной промышленности Ирана со стороны США в период обострения отношений между этими странами).

Таким образом, в нынешней ситуации мы видим практически все признаки реинкарнации «холодной» войны в сетецентрической форме. Нынешняя ситуация крайне взрывоопасна. Локальная ядерная война, как и массированное воздействие высокоточного оружия на инфраструктуру страны, масштабные террористические акты не являются невероятными сценариями. В декабре 2917 года президентом США представлена «Стратегия национальной безопасности 2017». Одной из ее основополагающих основ является «Сохранение мира посредством силы». Военные стратеги США рассматривают возможности ограниченной ядерной войны, с этой целью начата реализации специальной программы разработки ядерных боеприпасов малой мощности.

Следует признать, что в геополитическом глобальном контексте практически прекратили действие основополагающие нормы международного права.

Более того, даже в спорте олимпийские принципы заменены политическими целями. Бездоказательное, нарушающее презумпцию невиновности, решение (принципиально с маленькой буквы) международного олимпийского комитета об избирательном допуске Российских Олимпийцев под нейтральным флагом – целенаправленный удар по имиджу России, стремление унизить народ целой страны (запрещение флага, гимна, символики России на форме имеет воспитательную направленность). Аналогичное решение принял международный паралимпийский комитет – от полного запрета на выступления до допуска Российских спортсменов под нейтральным флагом по остаточному принципу (сколько мест осталось после выделения квот другим странам участникам). Решения беспрецедентны и безосновательны.

В этих условиях рассматривать проблемы современного образования, технологического развития в отрыве от приведенного глобального контекста, по меньшей мере, недальновидно. Необходима специальная система мер противодействия стратегии «управляемого хаоса». Правительство Российской Федерации реализует такие меры в политической, военной, экономической, технологической сферах. Реализация соответствующих действий необходима и в сфере образования и воспитания. Требуется решение ряда как традиционных, так и новых воспитательных задач.

Необходимо создание и развитие у молодежи системы знаний, убеждений, навыков, определенных морально-нравственных установок, психологических качеств и черт личности, ценностных ориентаций, мировоззрения, устойчивых привычек поведения, соответствующих моральным нормам и интересам общества и личности.

Не менее важная задача – выработка необходимой устойчивости личности к различным дестабилизирующим воздействиям. К их числу может относиться агрессивное влияние социальной среды, выражающееся в различных проявлениях антиобщественного поведения, факторах и условиях, побуждающих к такому поведению (например, подкуп, шантаж, манипуляция). В условиях реализации стратегии «управляемого хаоса» именно студенческая молодежь подвергается различным видам социально-психологического воздействия прежде всего через социальные сети, средства массовой информации, специально созданные некоммерческие организации.

В соответствии с подходом С.Д. Полякова многообразие факторов воздействия можно структурировать следующим образом.

Макрофакторы – глобальные явления планетарного масштаба демографические, экономические, экологические, политические, информационные), особенности страны, общества, государства, Вооруженных сил.

Мезофакторы – этнокультурные и региональные условия, тип населенного пункта (село, поселок, город, район), средства массовой коммуникации (печать, радио, кино и телевидение).

Микрофакторы – те «агенты», с которыми студенты, молодежь взаимодействуют непосредственно: коллектив, семья, группа сверстников, ближайшая микросреда, общественные объединения и организации.

Современными средствами дестабилизирующие воздействия реализуются на всех уровнях. Для противодействия им необходимы следующие действия:

  • выявление характера действия вредоносных факторов и их источников;
  • анализ рисков, угроз, социальных противников, конкурентов, позволяющий решать реальные воспитательные задачи, которые в советское время называли контрпропагандой;
  • активное противодействие влиянию негатива, обсуждение явлений, проблем, отрицательно влияющих на индивидуальное и групповое сознание;
  • создание системы позитивного воспитания, использование положительных примеров, комплексное воздействие средствами компьютерных сетей, кино, телевидения, печатными и электронными средствами массовой информации, использование потенциала образовательных организаций для формирования у молодежи устойчивости к влиянию дестабилизирующих факторов.

Непременными условиями повышения действенности, эффективности воспитательной работы в студенческой среде являются активное включение молодежи в научную, проектную, профессиональную деятельность с соответствующими воспитательными целями, развитие аналитического мышления при оценке фактов и процессов реальной действительности. Реализация воспитательных воздействий должна осуществляться системно в соответствии с принципом их необходимого разнообразия. Данный принцип применительно к задачам обучения требует при возникновении затруднений в понимании и усвоении материала использовать максимально возможное число доступных источников и форм представления материала, исследовать проблему с различных точек зрения, «под разными углами», в различном контексте. В приложении к воспитательным задачам этот принцип реализуется системным воздействием на личность (коллектив, группу) на уровне логики, мышления, интеллекта, сознания, на подсознательном уровне (при воздействии на группу имеется в виду, в том числе коллективное бессознательное), на уровне эмоций, чувственного восприятия. Соответственно используются необходимые методы, приемы, способы, методики. Здесь имеет смысл говорить о системности воздействий, являющейся развитием и расширением принципа комплексного подхода в воспитании.

Одним из основных факторов, влияющих на личность, является социальная среда. Необходимо отметить, что в составе общества есть профессиональные группы, которые определяют безопасность и правопорядок в государстве, обществе (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, других силовых ведомств). Они выполняют особо важные задачи по защите Отечества, Конституции, правопорядка. Воспитание этих категорий профессионалов особенно важно. В то же время наиболее «подвижной» подверженной влиянию социальной группой является студенчество.

Именно эти группы должны быть способны противостоять социальным «вирусам». Вирус отличается тем, что он проникает внутрь системы, его структура мало отличается от базовых структур системы. Вирус разрушает систему изнутри. Алгоритм обнаружения и защиты от социальных вирусов может быть следующим. Необходимо выявить данный социальный вирус, провести анализ механизмов его воздействия, определить, какие ментальные психологические структуры подвергаются разрушению, трансформации, мимикрии, выявить, каким образом можно их защитить, как обнаружить и уничтожить вирус. С этих позиций в качестве одного из ведущих показателей действенности воспитания, ведущих качеств личности необходимо ввести устойчивость личности к социальным вирусам и манипулятивному воздействию. Устойчивость характеризует способность противостоять данным воздействиям. Количественная оценка данного показателя может производиться статистически, однако такая оценка является апостериорной. Для получения априорных оценок необходимо использовать соответствующий социально-психологический диагностический инструментарий.

Основными объектами воздействия являются сознание, разум, интеллект. Данная сфера включает в себя систему знаний, организацию и характеристики памяти, сформированные навыки, методы, стратегии, логику мышления. Разрушение исторической памяти, «инверсия», в частности, отрицание решающей роли советского народа в победе над фашизмом – главное направление антироссийской, антисоветской пропаганды, активно развернутой в Украине, Прибалтике, многих странах Европы. Другая составляющая подобных воздействий –эмоционально-волевая сфера человека, отражающая его чувства. Объединение этих сфер выражается в принадлежности к определенному типу личности, темперамента, характера. Третья составляющая – бессознательное: врожденные и приобретенные инстинкты, неосознанные стереотипы и модели поведения, психологические комплексы и барьеры. Совершенно понятно, что определение четких границ между этими сферами практически невозможно. Они неразрывно взаимосвязаны. Следует также выделить определенное социальное положение, систему профессиональных и общественных функций, сложившихся в процессе социализации. Интегрированным выражением перечисленных составляющих является мотивационная сфера личности, включающая систему потребностей, интересов, желаний, мотивов, жизненных целей и установок.

Выделим факторы, наиболее разрушительно действующие на структуру личности, как обычного человека, так и военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов. В данном случае мы рассматриваем как экстремальные факторы, так и факторы повседневной жизни и деятельности. В частности, в период боевых действий противник прибегает к специфическим методам и средствам ведения психологической борьбы. Примерами могут служить военные преступления «исламского государства» в Сирии, действия Киевского режима на территории Донецкой и Луганской народных республик – убийства мирных жителей, разрушение инфраструктуры, создание невыносимых условий для населения, сопровождаемые националистической риторикой, оправданием подобных действий необходимостью сохранения унитарности. Аналогично главной задачей терроризма является стремление запугать население, подавить его волю. В повседневной жизни такими факторами являются действующая идеология, система политических взглядов, которым противостоят внешние деструктивные воздействия. В частности, негативную роль играет стремление извне навязать на первый взгляд демократический курс на либерализацию общества. Одной из сторон либерализации является социально-атомарная модель общества, которая пропагандирует повышение индивидуализма в ущерб коллективистским принципам, концепцию независимости личности от общества. Понятно, что в первую очередь для силовых ведомств,  правоохранительных органов такая модель неприемлема, а для студенческой молодежи далеко не оптимальна. Более того, даже опыт развитых капиталистических стран демонстрирует утопичность данной модели. С точки зрения либерализма, человек – гражданин мира. Родина – там, где больше платят, предпочтительнее условия жизни. Отсюда мы наблюдаем массовый отъезд за границу самых разных категорий населения, «утечку мозгов». В этом смысле нельзя пренебрегать закономерностями, вскрытыми в ряде работ авторов. Одна из закономерностей отражает принцип успешности реформ в государстве. Ее можно сформулировать в виде следующего условия. В процессе реформ основная системообразующая часть нации (этноса) должна получать удовлетворение от жизни и труда, ощущать уверенность в будущем. Выполнение данного условия объясняет энтузиазм советского народа в годы первых пятилеток, духовные истоки победы над фашизмом, восстановления разрушенного Великой Отечественной войной хозяйства, освоения космоса. Этот эффект мы наблюдали в Крыму и Севастополе в ходе присоединения к России.

Трагическим примером разрушения системы этих условий являются события в Украине: государственный переворот, приведший к власти по сути антинародный, националистический режим, развязывание гражданской войны под видом антитеррористической операции, грубые нарушения норм международного гуманитарного права, уничтожение мирных жителей, ревизия итогов Великой Отечественной войны. Все это происходит в условиях массированной манипуляции общественного сознания, информационной войны, подавления здравомыслящих оппозиционных сил. Благодатной почвой стала двадцатилетняя стратегия разрушения системы воспитания советского типа, «переписывание» истории и «промывка» мозгов населения на фоне оранжевых революций и смены олигархических режимов.

Следующая важная проблема – это антикоррупционное воспитание. Особенность ее решения – в системности. Воспитательная система вуза должна формировать у студентов рациональное понимание как основных причин и закономерностей коррупции, так и наиболее эффективных методов борьбы с этим социальным злом. Здесь важна практическая интеграция исторического, правового, философского, управленческого контекстов в обучении и воспитании будущих юристов, бизнесменов, руководителей, менеджеров, государственных служащих. Преподаватели должны ясно представлять себе ряд наиболее важных положений и принципов такой деятельности. В частности, то, что наряду с, не вызывающими сомнений, подходами к решению проблемы борьбы с коррупцией в виде ужесточения наказаний и обеспечения равенства всех перед законом, независимо от занимаемой должности, важны и другие меры, в первую очередь касающиеся формирования определенной системы жизненных ценностей со школьной и вузовской скамьи.

Можно выделить направление формирования идеологии не неолиберальной, а по-настоящему общественно позитивной. Причем борьба с коррупцией не является самоцелью. Важно выстраивать значимые конкретные реалистичные цели общества и государства, в частности, развитие науки, образования, высоких технологий не по принципу выживания, а в виде детально проработанных долгосрочных стратегий, ориентированных на результаты мирового уровня, в том числе по показателям благосостояния населения.

Такая работа должна подкрепляться реальным, а не показным и избирательным созданием условий для эффективного функционирования государственной системы, производства, образования, науки, бизнеса. Важным здесь является адекватность оплаты за различные виды профессиональной деятельности. Ориентиром здесь может быть мировая практика. Любой труд в мире взвешен и оценен, конечно, если мы не ведем речь о колумбийских наркокартелях. В данном контексте понятно, что лекция о преимуществах проекта «Сколково» не может стоить миллион рублей, это завуалированная взятка.

Личное благосостояние – цель достойная, но ее достижение должно достигаться трудом, высоким профессионализмом, а не обманом, мошенничеством, воровством, взяточничеством.

Адекватность оценки труда юриста, врача, военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов, преподавателя, управленца, государственного служащего – одно из важных условий искоренения коррупции, и будущий юрист, бизнесмен, руководитель, нынешний студент должен это понимать. Соблюдение принципов социальной справедливости обязательно для школы, вуза, предприятия, бизнес-структуры, системы государственного и муниципального управления.

Непререкаемый приоритет высокого уровня профессионализма в работе также должен формироваться со студенческой скамьи.

«Социальные лифты» должны быть доступны только для обладающих высокими профессиональными, нравственными, этическими качествами. Примеров в мировой и российской практике достаточно, они должны стать необходимым компонентом обучения и воспитания.

Другое важное условие – реальная дебюрократизация всех сфер деятельности. Весь мир ориентируется на высокую эффективность через стремление избавляться от деятельности, не добавляющей ценности, не повышающей качества. Переизбыток бумаг и чиновников – питательная среда коррупции. Необходима оптимизация процедур правового регулирования практически во всех сферах деятельности, упрощение разрешительных процедур, развитие систем электронного документооборота вместо, а не вместе с бумажным.

Конечно, важнейшими задачами являются формирование патриотизма, социальной ответственности бизнеса. Будущий предприниматель должен ориентироваться на прозрачность бизнеса, понимать, что платить налоги патриотично.

Системной задачей является декриминализация прежде всего бизнеса и власти. Задача эта сложная и долгосрочная. Она связана с необходимостью формирования навыков активного правопослушного поведения, понятия «справедливо, но не законно», «законно, но не справедливо», безусловно, заменяются на «законно и справедливо», а понятия «запрещено», «строго запрещено» и «категорически запрещено» должны быть равнозначными и обязательными для исполнения.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют нас на многомерный образовательный результат. Его необходимыми компонентами стали не только профессиональные компетенции, но и личностные качества, мировоззрение, социальная и профессиональная активность, ответственность, честность, профессиональная этика, нетерпимость к воровству, мошенничеству, взяточничеству.

Сформированность этих качеств выпускника достигается в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с практикующими юристами, представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, бизнеса всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Безусловно, эту работу следует осуществлять в контексте интеграции научной, образовательной и воспитательной деятельности, в частности, целесообразно спланировать и организовать встречи студентов и магистрантов с выпускниками, потенциальными работодателями в рамках семинаров, научно-практических конференций для обсуждения проблем антикоррупционной деятельности.

В данном контексте все большее значение приобретает освоение гуманитарных технологий, формирование способности учитывать особенности человеческой личности, коллектива, группы, команды в конкретных ситуациях, связанных с особенностями профессиональной деятельностью, именно это и составляет основной смысл реализации антикоррупционного воспитания.

Практически в любой учебной дисциплине юридического вуза есть место для составляющей антикоррупционного воспитания. Практика показывает, что наиболее эффективна эта деятельность, если она «встроена» в содержание и процесс учебных занятий в виде конкретных примеров, ценностных ориентаций и установок, обсуждаемых проблем.

Важным условием является понимание ограниченности жизненного и профессионального опыта студентов, в ряде случаев неопределенности, «размытости» системы их мировоззрения, жизненных ценностей. Важная роль в данном контексте принадлежит дисциплинам общественно-гуманитарного цикла: «Философия», «Социология», «Политология», «Профессиональная этика юриста», «Культурология», «Педагогика профессиональной деятельности», «Юридическая психология».

Необходимо рассмотрение данной проблематики в ходе исследований аспирантов и студентов магистратуры. Значимость проблемы борьбы с коррупцией правовыми и воспитательными мерами определяет необходимость детального исследования ее источников и причин, разработки научно и практически обоснованных предложений по ее преодолению. Все это необходимо учитывать при формировании тематики кандидатских и магистерских диссертаций. Особый интерес в научном и практическом плане представляют проблемы анализа факторов, влияющих на коррупционное поведение, неотвратимости и строгости наказаний за подобные преступления, правовой защиты и охраны граждан – источников информации. В частности, заслуживает внимания проработка вопросов правового и социального влияния на будущую карьеру непосредственных родственников коррупционера, например, в виде запрета поступления на государственную службу, анализа доходов не только преступника, но и членов его семьи, с последующей конфискацией в случае их незаконности.

Важное место в повышении эффективности антикоррупционного воспитания принадлежит развитию связей с потенциальными работодателями в ходе практик, учебных занятий, государственной аттестации. Необходимо дать возможность участия потенциальных работодателей – представителей сферы права, образования, науки, производства, управления, бизнеса в образовательном процессе, в различных формах, в частности, участие в работе государственной аттестационной комиссии, а также в модулях образовательных программ.

Решение проблемы антикоррупционного воспитания требует системного подхода, сочетающего меры по устранению причин коррупции в сфере власти, экономики и бизнеса, включения модулей соответствующего содержания в образовательный процесс и воспитательную деятельность.

Одна из актуальных проблем современности – воспитание толерантного поведения в современном российском обществе. Возникающие периодически очаги социальной напряженности и конфликтов на межэтнической, межрелигиозной, гендерной, расовой и национальной, политической, межклассовой и так далее почве, проявлению экстремизма (в том числе религиозно окрашенного), великодержавного шовинизма, вспышек русофобии ведут к нарушению прав человека.

Вопросы идентичности в мультикультурном обществе, понимание сущности культурных различий, готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение – важное направление в воспитании студентов с целью противодействия экстремизму. Чаще всего непримиримость определяется чуждыми культурными традициями, незнанием и неприятием их, национальными психологическими особенностями, менталитетом.

В последнее время в России активно развивается концепция формирования толерантности, прежде всего, в культурном, религиозном и национальном смыслах. Данная концепция зачастую вызывает противодействие со стороны националистически настроенных социальных и национальных групп, представителей радикальных религиозных течений. Вероятная причина – неправильное, некорректное использование самого термина «толерантность», который в буквальном смысле, означает пассивное терпение или добровольное страдание, несмотря на неприятие, несогласие человека.

Сегодня под толерантностью понимается нечто большее, чем просто отказ от насилия, по сути, от людей ожидается осознанная потеря их ненависти и предрассудков. Например, спорные вопросы, связанные с ношением исламского головного платка в публичных школах, допущением гомосексуалистов к службе в армии.

Тем не менее, перефразируя Джорджа Оруэлла, можно сказать, что некоторые отличия более различны, чем другие. Например, никого в Европе не удивляют «различием» культурные характеристики большинства: цвет кожи, строение лица, язык, на котором говорит большинство населения. Но, тем не менее, вопрос о толерантности стоит достаточно остро. Основные проблемы зачастую возникают не в аспектах мнений или поведения, а в сфере идентичности (не то, что человек имеет, но то, что он есть).

В науке существует термин «граница толерантности» – условия, за пределами которых выживание организма становится невозможным. Получается, что чем ближе человек к границе толерантности, тем хуже он чувствует себя, и тем значительнее угроза его существованию.

Если толерантность – это активная жизненная позиция, признающая равноправие всех до единого мировоззрений, то тогда речь должна идти и о примирении не только с различными религиозными, культурными, национальными традициями, но и сексуальными, маргинальными…

В обществе необходимо осознание, что различным сексуальным меньшинствам, маргинальным личностям, преступникам очень удобна философия толерантности для «продвижения» и признания их образа жизни. Показательны события в Германии, когда практически вынудили уехать целую общину баптистов в США, так как они не разрешали своим детям посещать уроки гомотолерантности.

Процветание такой «смертоносной» толерантности неприемлемо в социально здоровом обществе. Современный студент – будущий юрист должен понимать, что «когда мы думаем, что негодяи тоже имеют достоинство, которое дает им право на уважительное отношение …, мы явно подразумеваем что-то другое, а не почтение… уважение … признание …авторитета в нашем взаимодействии с ними».

«В медицине термин “толерантность” означает полное или частичное отсутствие реакции на инородные вещества. Организм становится равнодушным к существующим угрозам и теряет инстинкт самосохранения. Одной из форм толерантности является иммунный паралич. То есть СПИД – это абсолютная толерантность».

Ярким примером служит современная ситуация в Европе, которая больше похожа на иммунологическое определение этого термина: «толерантность – иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам».

«Во имя образа “европейца будущего” людей заставили отказаться от их национальной идентичности, религиозного мироощущения и гендерной самоидентификации, тем самым добившись практически полной иммунологической толерантности европейского общества – его смерти».

Практически все современные исследователи говорят о серьезной противоречивости и сложности данного понятия. Поэтому буквально переносить закономерности из биологических или медицинских наук в социальную и духовную жизнь, конечно, нельзя, так как толерантность в общественной сфере не имеет почти ничего общего с законами иммунной системы и толерантностью из области трансплантологии.

Психологи считают, что толерантность предполагает снижение степени негативных реакций одного человека на другого, а социологии и культурологии – что она определяется нормами морали или нравственности.

Им противостоит один из ведущих британских философов Бернард Уильямс. Согласно его точке зрения, «толерантность вообще невозможна, причем ни как добродетель, ни как ценность. Единственное, что возможно рассматривать – некоторые практики толерантности, не имеющие ничего общего с моралью и принципами».

Если обратиться к истории человечества, то во всем просвещенном мире всегда в чести были понятия «уважение», «признание», «авторитет». Толерантность серьезно от них отличается. Уважение нужно заслужить, и оно дается за что-то конкретное, доброе, необходимое для других, а не просто терпение. Нормальное здоровое общество ориентирует людей на уважение друг к другу, а не на терпение! Под уважением понимается, с одной стороны, уважение к великому деятелю и его выдающимся заслугам, с другой – уважение человеческого достоинства в каждом человеке.

Современные попытки расширительно трактовать понятие толерантности не приносят успеха, так как изначальный смысл термина несет определенную семантическую, архетипическую нагрузку. Оправдание толерантности как некоего блага или ценности опирается на трудности определения в целом таких общих благ и ценностей в современном мультикультурном мире. Именно этим определяется правовая и социальная неуспешность концепции толерантности и моделей разрешения социальных, национальных, культурных и религиозных конфликтов на её основе.

В частности, последние события с французским карикатуристическим журналом иллюстрируют все сказанное в том смысле, что существуют определенные границы толерантности, которые определяются как правовыми, так и этическими нормами.

Безусловно, заслуживает осуждения и правовых мер террористический акт в отношении указанного журнала. Но, недопустима и десакрализация – размещение карикатур на религиозные символы. Это провоцирующая деятельность. И уж тем более недопустимо повторное размещение данных карикатур.

Национальная культура представляет собой совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране. Она «проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни». Пропагандистами национальной культуры выступают писатели, ученые, философы, художники – образованная часть общества.

После разрушения Советского Союза русское население в большинстве национальных республик оказалось на положении людей второго сорта и вынуждено терпеть различные притеснения или бежать, спасаясь от местных националистов. Еще больше ситуацию в межнациональных отношениях осложняет бесконтрольная миграция и сформировавшийся этнический криминал. В обществе оформилось отрицательное отношение к такому понятию, как интернационализм, регулярно провоцируются конфликты между представителями разных наций, возникающие в результате социально-политического неравенства, ущемления прав или направленные на государственное переустройство.

Концепция толерантности крайне неэффективна в современном российском обществе. Утверждая право представителя иного народа на преобладание своей национальной культуры, на деле лишает такого права свой собственный народ, что тоже «подливает масло» в огонь национальной вражды.

Ставя во главу угла права меньшинства «выпячивать» свою особость, толерантность разрушает единое культурное пространство, принося в жертву нравы и обычаи коренного населения, превращая высокую культуру общества в маргинальную контркультуру.

Сегодня необходимо осознать, что уважение к другим нациям вовсе не должно оборачиваться ущемлением прав и интересов собственного народа, а также обвинением в национализме, нацизме и фашизме.

Поэтому интернационализм (как идеология и политика), провозглашающий равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям, сегодня становится наиболее востребованной культурной традицией как прямая противоположность «толерантности». Он подразумевает равноправные отношения между народами и прогресс в движении к высокому уровню культуры для всех, признает культурное многообразие народов, но не допускает ситуаций, когда проявление одной культуры противоречит местной культуре или законам. Любые послабления неминуемо приведут к появлению национализма.

Толерантность, поддерживая право иных народов на «демонстративную» самобытность, изначально подразумевает их неспособность освоить достижения других цивилизаций и, тем самым, отказывается от прогресса, не видя трагедии в варваризации своего общества. Философия интернационализма опирается на уважение человека, а философия толерантности – только на терпение.

В данном контексте назовем особенности интернационализма:

  • признание равного права разных наций на свое развитие, но не обязанность народа-интернационалиста пожертвовать своим развитием в угоду чужому;
  • готовность помогать другим нациям в их развитии, готовность делиться с ними своими культурными достижениями, но не обязанность признавать их право на варварство и этому варварству подчиняться;
  • убежденность в преодолимости национальных различий и в неизбежности слияния наций, но на основе передовых достижений цивилизации, а не на основе увековечивания варварства.

Таким образом, синергетическая конструктивная функция концепции интернационализма заключается в осознании равноправия наций России, уважении национальных, этнических, религиозных, культурных особенностей народов, осуществлении политики эффективного развития всех субъектов федерации, предотвращения межнациональных, межрелигиозных, межгосударственных конфликтов. Другой важной функцией является воспитание патриотизма, формирование социальной ответственности государства и бизнеса по отношению к многонациональному обществу, обеспечение его правовой защиты.

Если представители одной культуры по каким-либо причинам оказались на территории, где доминирует другая культура, то они должны вести себя согласно тем нормам, которые приняты на этой территории. Сдерживанию националистических проявлений способствует четкое исполнение законов. Причем закон должен быть един для всех национальностей.

Значимой воспитательной и образовательной задачей на уровне вуза является формирование культуры будущих юристов на основе интернационализма, развитие конструктивных механизмов межнационального взаимодействия, поскольку в условиях глобализации молодое поколение вынуждено все больше сталкиваться с проявлениями иной, чуждой для них культуры.

Основные средства воспитания представлены на рисунке 4.1.

А.С. Макаренко писал: «Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний». Следовательно, современный подход, который рассматривает методы воспитания как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, запланированных задач, включая достаточно широкий спектр классических и новационных, – наиболее рациональный взгляд на проблему в сфере высшего образования (табл. 4.1).

Диалог – универсальная форма взаимодействия преподавателя и студентов – является основным средством реализации большинства воспитательных задач.

В данной логике представляется значимым вспомнить основные принципы организации воспитательного процесса в вузе (рис. 4.2.). Выделяют три ключевых и ряд частных принципов:

1. Содержательно-целевые или ценностно-содержательные принципы:

  • гуманистической направленности воспитания на развитие личности;
  • направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения;
  • связи воспитания с жизнью и трудом;
  • воспитания в деятельности;
  • воспитания с опорой на активность личности;
  • воспитания в коллективе и через коллектив.

2. Педагогические или методические и технологические принципы:

  • сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых;
  • уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему;
  • воспитания с опорой на положительные качества человека.

3. Социопсихологические принципы:

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • единства требований (школы, семьи и общественности).

Различные вариации методов и средств воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать наиболее эффективные из них, учитывая все достоинства и недостатки (рис. 4.3).

Описанные выше подходы в практике воспитательной работы со студентами в первую очередь юридических вузов представляются наиболее продуктивным в профилактике национальных, этнических, религиозных, межкультурных конфликтов, формировании антикоррупционных и профессиональных компетенций юриста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)