Стратегии городского развития через культурные индустрии

Развитие креативной среды российских городов отечественные авторы рассматривают в разрезе креативного пространства городских кластеров, объединений бизнес-проектов в сфере культурных индустрий в пределах одной территориально-географической зоны так называемых «лофтов» (Л.И. Ермакова и Д.Н. Суховская, А.Г. Рунова).

Многие авторы считают, что феномены провинциальной культуры, как правило, остаются востребованными внутри своего региона и мало применимы в других (Алтайский край, Ивановская область, Омская область).

Можно сделать вывод о том, что незаполненная рыночная ниша возникает именно в малых городах, поскольку они мало интересуют крупный бизнес, и именно здесь как альтернатива возникают возможности для роста локальных культурных индустрий.

Это понимание особенно важно в рамках изучения культурных индустрий отдаленных от общемировых глобализационных процессов регионов России.

Интересно
Прикладную специфику изучения культурных индустрий в привязке к конкретной городской среде выделяет в своих работах И.А. Купцова, отмечая, что провинция обладает значительным духовным и творческим потенциалом, наделяя своих жителей качествами субъектов культурной активности.

По мнению И.А. Купцовой, необходимо не просто сохранять исторически сложившиеся культурные ландшафты путем консервации, но приводить в соответствие модернизационным вызовам современного общества.

В этой связи автор формулирует особые задачи, которые трансформирующийся социум может решать через формирование бизнес-практик в отрасли культуры: развитие и популяризация эстетики элитарного искусства, создание творческой среды, развитие креативных способностей отдельно взятого человека.

В условиях ускоряющейся глобализации особое значение приобретает возможность сохранения национальной, а также локальной, связанной с конкретным местом проживания, идентичности.

Культурные индустрии в качестве инструмента культурной политики и формирования имиджа поселений способствуют становлению политической и экономической независимости города, основанной на понимании своего индивидуального курса развития.

Местная уникальность оказывается способной кинуть вызов унифицированному рынку урбанизированной цивилизации, предлагая свои смыслы и символы. В сопротивлении глобализации культурные процессы формируют дефицит идентичности, подталкивают развитие местного патриотизма и актуализируют потребность в сохранении исторической памяти, памяти рода.

Концепт культурных индустрий по сравнению с креативными в большей мере соответствует этим устремлениям локальных сообществ.

В этой связи культурные индустрии становятся элементом модели глокального (сочетающего характеристики всемирного стандарта и местные особенности) города.

Особое значение во взаимодействии этих противоречивых тенденций, влияние которых мы можем наблюдать в разных точках мира, имеет то, что на рубеже веков в международной повестке был установлен приоритет культурного развития над экономическим.

Это коснулось как крупных агломераций, так и небольших поселений на периферии. Экспансия американских ценностей и образа жизни также приобрела для всех них характер глобальной проблемы.

Именно она подталкивает акторов культурной политики предпринимать меры по развитию локальных культурных индустрий, способных с одной стороны формировать идентичность, с другой — привлекать внимание молодого поколения, ориентированного на современные способы репрезентации.

Стратегии городского развития через культурные индустрии

Практически это выразилось в разработке и реализации городских программ, стимулирующих процессы культурных индустрий.

Главное их значение состояло в том, чтобы пересмотреть подходы к развитию учреждений культуры, до этого рассматривающихся как сугубо дотационные.

Интересно
Для переформатирования их деятельности в качестве экономически выгодных нужно было обеспечить оптимальную инфраструктуру, сформировать благоприятную среду профессионалов и инвесторов, наладить действенные механизмы маркетинга и эффективные каналы коммуникаций.

Все эти меры в большей мере направлены на протекцию частного бизнеса, малого предпринимательства. В условиях локальной безответственности глобального бизнеса это та ниша, которая остается относительно свободной.

При этом в качестве главного барьера для развития культурных индустрий признается недемократичный и забюрократизированный процесс принятия решений.

В этой связи можно вспомнить, что под флагом коммерциализации «культурного сектора» зачастую предпринимаются попытки привязать деятельность учреждений к сомнительным нормативным показателям и требованиям.

Несмотря на наличие черт индустриального производства, культурные индустрии содержат в себе признаки творчества, которое слабо поддается регламентированию и выстраивается по правилам иного рода, по законам искусства.

От них нельзя требовать такой же прибыльности, как от ресурсодобывающего сектора, они в большей мере выполняют задачи занятости и социализации, поэтому для поддержки их функционирования необходимы специальные формы стимулирования.

Рассмотрение пользы культурных индустрий в городском развитии также не может быть исключительно утилитарным. Это не просто главный инструмент расширения туристической привлекательности, формирования имиджа населенного пункта, его экзотики, не просто двигатель развития предприятий сферы услуг: общепита, гостиниц, транспорта и других сервисов.

Культурные и креативные индустрии в своих созидательных проявлениях формируют благоприятный климат в обществе, делают место проживания благоприятным и притягательным, в том числе для жителей других городов, формулируют ценности, которые разделяет большинство.

Этот вклад, возможно, нельзя представить в единицах измерения, но он, несомненно, определяет главный потенциал культурного воспроизводства, оказывающий прямое воздействие на точки экономического роста территорий.

История человечества показывает, что со временем продолжительность досуга только увеличивается, а следовательно он приобретает все большее и большее значение в жизни современного человека.

Формы проведения свободного времени могут быть как деструктивными, так и направленными на раскрытие творческого потенциала, расширение кругозора, приобретение новых навыков и знаний.

Качественный досуг позволяет снимать психологическую нагрузку и стресс без негативных последствий, способствует гармоничному развитию личности, дает положительные эмоции, настраивает на отдачу в течение рабочего времени. Именно культурные индустрии помогают разнообразить досуг, заполняют свободное время массового потребителя смыслами, текстами, символами.

Небрежное отношение к массовому культурному воспроизводству может нанести ущерб целым поколениям, и в нашей отечественной истории немало тому примеров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)