Темная сторона культурных индустрий

Как мы помним, понятие «культурные индустрии» в интерпретации его авторов изначально обладало полемическим потенциалом и сопровождалось негативными коннотациями.

Оно обозначало не иначе как средство пропаганды буржуазной морали, что привело в свое время к установлению в цивилизованных европейских странах фашистской диктатуры.

Китчевая массовая культура приводит к появлению унифицированных и таких же примитивных людей, и от этого не спасают ни великая история нации, ни ее богатое наследие.

Главная опасность культурной индустрии — рано или поздно она становится инструментом массового обмана, поскольку качества убеждать, насаждать, увлекать и развлекать заложены в ней самой.

Именно эти свойства порождают угрозы применения их в разрушительных целях.

Культурные индустрии часто понимаются только как специфический способ механического воспроизводства и распространения в художественной сфере. Но культура не ограничивается художественной сферой, это прежде всего регулятор поведения людей.

Интересно
В этом значении культурные индустрии, которые продуцируют символы и смыслы, становятся универсальными инструментами воздействия на мышление масс, управления и манипулирования им. И потому первостепенное значение имеет то, какие задачи ставит перед собой манипулятор, тот, кто задает направление культурным индустриям.

И здесь пример Германии, в которой победил фашизм, показывает, что степень влияния культурной индустрии, как рупора пропаганды, на формирование угодных режиму людей может быть безграничной.

Точно так же как в стихийно сформировавшейся массе человек, обладающий индивидуальными характеристиками, становится частицей толпы, проходя через массовизацию сознания, индивидуум превращается в обывателя, усредненного потребителя, лишенного способности мыслить и принимать решения самостоятельно.

Потребительские нравы все глубже укореняются в обществе, благодаря воздействию средств массовой коммуникации, получивших возможность актуализировать и коммерциализировать любой спрос, формировать искусственный ажиотаж на ненужные и даже вредные вещи.

Деструктивные свойства в целом характерны для человеческой деятельности, но при масштабировании их эффект становится разрушительнее, урон наносится судьбам целых поколений.

Так, тиражирование успеха американской мечты сделало этот образ популярным во всем мире. Материалистические ценности, идеалы физической привлекательности, стереотипы поведения успешного человека, все это заставляет встраиваться в социальные рамки, несоответствие которым грозит обречь на жизнь «неудачника», «лузера», «аутсайдера».

Прежде всего под влияние попадает молодежь, особенно чувствительны к манипуляциям на эту тему дети. Зачастую они искренне верят, что все, о чем говорят в телевизоре и Интернете — правда, и не способны отличить реальную жизнь от иллюзии, питающейся на ожиданиях и страхах большинства.

Чем больше развиваются технологии, тем более натурально и эффектно выглядит виртуальная реальность, живущая по вымышленным законам.

Несомненно, воздействие такого рода чревато для формирующейся психики и может привести к непоправимым последствиям.

Молодые люди боятся отстать от своих сверстников и моды, стать непопулярными. Увлечение всевозможными гаджетами приводит к необходимости покупать все новые и новые модели, обновлять приложения.

В молодежной, да и вообще в любой субкультурной среде, например, профессиональной, важно быть всегда в тренде, говорить на современном сленге, обсуждать последние события, в том числе актуальные литературу, кино, музыку.

Именно этот социальный заказ находится под постоянным мониторингом культурных и креативных индустрий, подбирающих из своего арсенала вариант недорогого и быстрого устранения проблем или его имитации.

Так, именно на желании казаться лучше и престижнее, успешнее и притягательнее, чем ты есть, построена популярность многих социальных сетей.

Темная сторона культурных индустрий

Воздействие современных глобализационных явлений на локальные традиционные культуры, прежде всего, агрессивно, поскольку они оказываются не готовы к столкновению с вызовами нового времени, среди которых, наиболее разрушительно массовое проникновение инородных и чуждых ментальности культурных явлений. Происходит своего рода культурный демпинг.

Здесь можно привести пример популяризации таких праздников, как День всех святых, День влюбленных и т.д., которые обладают известным форматом празднования, но не адаптируются под наши национальные особенности, не наполняются локальным собственным содержанием.

Насаждаемые способы времяпрепровождения направлены не на развитие личности, а на моральное и финансовое опустошение.

В то же время новые государственные праздники, такие как День России, День народного единства, хотя и объявлены выходными, еще не включены в систему освоения культурными индустриями, не популяризируются коммерческими структурами, не сопровождаются линейками предложений товаров и услуг.

Отдельную категорию теневых сторон культурных и креативных индустрий составляют экономические.

В основном они касаются нарушения законодательства об использовании интеллектуальной собственности, но встречаются и другие, характерные только для этого типа воспроизводства.

Например, касающиеся эксплуатации труда творческих работников. Так, художники комиксов в Японии, вынужденные сотрудничать с издательствами в качестве фрилансеров, часто влачат нищенское существование и фактически работают на энтузиазме.

Прежде всего, это происходит потому, что доходы от продажи печатного продукта и сопутствующих товаров (игрушек, продуктов питания, одежды с любимыми героями) поступают по разным каналам.

Владельцам производств выгоднее оформлять разные предприятия, поскольку продажа потребительских товаров приносит гораздо большие доходы, чем продажа самих комиксов.

Массовое производство культурных продуктов/услуг/благ требует постоянного обновления творческих ресурсов. Как и любое индустриальное производство, индустрия развлечений строится по конвейерному принципу.

Например, в музыкальном шоу-бизнесе большую часть усилий менеджеры тратят на поиск новых талантов.

Каждый из них, пройдя определенную шлифовку, становится отдельным бизнес-проектом, который немедленно запускается для извлечения прибыли.

Когда исполнитель, что называется, выходит в тираж, и его рейтинг падает, с ним незамедлительно прощаются.

Интересно
Несмотря на то, что, казалось бы, большего успеха достигают артисты с выдающимися способностями, система шоу-бизнеса позволяет искусственно накручивать и удерживать популярность любого исполнителя до определенного времени.

Российский шоу-бизнес, как явление, вообще начал свой исторический путь в 1990-е годы в условиях господства криминальной среды.

Ведение самого бизнеса в теневом режиме порождало нарушения в самых разнообразных формах: использование нелегальной техники, пиратство, борьба за территорию и аудиторию между разными группировками, и даже убийства артистов.

Творческий труд, как это и бывает в шоу-бизнесе, оценивался по остаточному принципу, львиная часть доходов от продаж билетов и гастрольных выездов уходила криминальным группам, контролирующим этот рынок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)