Сложившиеся подходы к изучению культурных и креативных индустрий

За последние годы научный интерес к явлению культурных индустрий неуклонно возрастает. С середины прошлого века специалистами в области культурологии, экономики и политики в области культуры, прежде всего англоязычными (Великобритания, США, Канада, Австралия), проведена значительная работа в различных прикладных и фундаментальных областях изучения феномена культурных индустрий.

Современные зарубежные исследования культурных производств обладают важными общетеоретическими построениями и эмпирическими данными, применимыми в российских условиях по отношению к культурным процессам, развивающимся в центральных регионах и на периферии страны.

В ходе исследования культурных индустрий сформировались два основных подхода в соответствии с развитием этимологии данного понятия.

Исследования, которые можно условно отнести к первой группе, сконцентрированы на вопросах генезиса и специфики самих культурных индустрий (М. Хоркхаймер и Т. Адорно, Дж. О’Коннор, К. Смит, А. Пратт, Дж. Хартли, Ч. Лэндри, Д. Тросби, Дж. Браун, Д. Хезмондалш, Б. Бухло).

Интересно
К данной группе работ можно также отнести сборники, подготовленные этими и другими авторами в рамках деятельности агентств культурных, творческих и креативных индустрий, таких как европейские агентства «Comedia», «Arts and Business», «EUCLID».

В работах культурные индустрии могут рассматриваться как отдельный сегмент творческих или креативных индустрий, включающий в себя именно те направления творческой деятельности, которые помимо непосредственно индустриальных признаков имеют соотношение с отраслями культуры.

Эта категория вычленяет из всего объема творческих (креативных) индустрий именно то, что влияет на процесс развития национальной культуры и также само подвергается ее влиянию.

В зависимости от своих теоретических позиций авторы подчеркивают разные процессы и отношения, задающие понятийный аппарат и структуру анализа, определяющего значение секторов культуры.

Можно отметить, что существуют различные научные и исследовательские школы в этой области, например:

  • предполагающие, что роль и вклад отраслей культуры можно рассматривать и анализировать в качестве социологического феномена (Гоулднер; Т. Адорно и М. Хоркхаймер; П. Бурдье; Р. Дженсен; Л. Джонсон);
  • считающие это урбанизационным феноменом (С. Зукин; К. Ландри и Ф. Бианчини, Г. Эванс, П. Холл, К. Ландри, С. Скотт, Р. Флорида, Л. Лаззаретти, Т. Цинти);
  • экономическим явлением (Д. Тросби, Р. Кэйвс, Дж. Поттс и С. Каннингем, А. Пратт, Дж. Поттс, Дж. Хокинс).

Особого внимания требуют ранние функциональные трактовки культурных индустрий, представляющие культурные (творческие) индустрии (или досуг) в качестве сектора, который «производит товары и услуги часто связанные с культурными и художественными ценностями или развлечениями» (Р. Кейвс), «основной целью которых является создание и коммуникация символических смыслов» (Д. Хесмондалш) и кроме этих двух функций «включают в себя некоторые категории творчества, воплощенные в той или иной форме интеллектуальной собственности» (Д. Тросби).

В последние годы растущее число ученых показывает интерес к концепциям креативных индустрий и их академическим определениям (С. Каннингем, Т. Флю, Т. Флю и С. Каннингем, М. Высзомирски, С. Галлоуэй и С. Данлоп).

Значительная часть исследований концентрирует внимание на вопросах формирования креативной экономики, как следующего этапа развития производства и в целом человеческой цивилизации (Э. Торренс, Н. Гарнхэм, Э. Гулднер, Дж. Пайн и Дж. Гилмор, Р. Ингелхарт, Ф. Матарассо, К. Эррера, Э. Росс, Г. Coкс, Дж. Поттс и С. Каннингем, Х. Бахши, Ф. Бернарди, Д. Хокинс, К. Негус и М. Пикеринг, К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, Р. Флорида и др.).

В этой связи многие исследователи выделяют в современном обществе отдельный «творческий» («креативный») класс, специфика которого находится в плоскости формирования культурных индустрий, как особого вида воспроизводства.

К исследованиям второй условной группы можно отнести те работы, которые посвящены отдельным направлениям или сегментам культурных индустрий: популярная и эстрадная музыка, аудиовизуальные индустрии, массовые представления, народные промыслы, культурный туризм.

Следует признать, что перечень видов культурной деятельности, которых можно причислить к культурным индустриям, постоянно видоизменяется и дополняется.

Большое число научных и статистических организаций специализируется на изучении изменений в содержании и емкости различных секторов культурных индустрий.

На сегодняшний день нет единой, всеми признанной классификации, тем не менее большинство исследователей относят к числу культурных индустрий следующие: дизайн, архитектура, мода, кино, реклама, радио и телевидение, книгоиздание, компьютерные игры, массовые зрелища, фестивали.

Сложившиеся подходы к изучению культурных и креативных индустрий

Особое значение имеет классификация культурных индустрий, которую предложил в 80-е годы французский исследователь Б. Мьеж, обособив два основных сектора.

Помимо культурных индустрий, предполагающих высокотехнологичные способы массового производства и высокий уровень капитализации, он выделяет культурные индустрии, производящие раритетные продукты посредством ремесленной или художественной базы.

Согласно такому подходу, драматическое, изобразительное, хореографическое и другие виды искусства рассматриваются в качестве субсекторов культурных индустрий (Дж.Б. Пайн и Дж.X. Гилмор, П. Бишоп и С. Бранд, С. Бойл, М.Р. Джексон, М. Соендерманн).

Интересно
Опираясь на методологические и теоретические представления, в качестве отдельных сегментов творческих или креативных индустрий рассматриваются различные направления творческой деятельности: популярная и эстрадная музыка, аудиовизуальные индустрии, массовые представления, народные промыслы, культурный туризм.

Таким образом, в современной научной литературе объем исследований культурных индустрий активно растет, формируя все новые проблемные локусы и категории.

Можно отметить, что в большей степени научный интерес вызывают экономические и маркетинговые категории процесса формирования культурных индустрий в современном российском обществе, и в этом отношении накоплен немалый теоретический и эмпирический опыт.

Все эти инициативы дают развитие разнообразным научным темам и дисциплинам в изучении взаимосвязи между отраслями культуры и общественным развитием и тем самым подчеркивают значимость изучения культурных индустрий.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)