Кольский полуостров, как территория культурных индустрий

Вопросам культурных индустрий были посвящены сборники, изданные за последние годы коллективами университетов в разных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Казань, Омск, Улан-Удэ, Краснодар и другие).

Среди комплексных исследований отечественных региональных практик в развитии культурных индустрий особое значение имеет ряд изданий, посвященных проблематике культурных индустрий Кольского Севера, под авторством ученых, представляющих Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Ценность подхода состоит в комплексном, многосторонне-целостном изучении культурных практик отдельно взятого региона.

Серия коллективных монографий может служить примером фундаментального научного осмысления явления культурных индустрий, которые чаще всего становятся объектом прикладных исследований.

Издание «Культурные индустрии Кольского Севера: пролегомены к исследованию» представляет результаты исследования современного социокультурного пространства региона в рамках научного проекта «Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы обновления и практики», охватывающего различные сферы культуры: городскую, интеллектуальную, символическую, морскую, художественную, музейную и другие.

Кольский полуостров, как территория культурных индустрий

Мурманский край, расположенный на Кольском полуострове между Белым и Баренцевом морями, обладает уникальным наследием культуры поморов и саамов и одновременно с этим является хранилищем уникальных артефактов индустриального освоения прошлого века.

Особенности сочетания и взаимодействия разных культурных пластов, формирующих новые культурные практики, рассматриваются на разных уровнях репрезентации.

Так, например, Л.М. Мосолова рассматривает социально-исторический и региональный контексты исследования, обосновывает возможность культурологического подхода и детализирует понятие «культурных индустрий».

Ю.В. Лобанова представляет культурное пространство Кольского Севера через призму понятия «культурный ландшафт» и обосновывает применение различных подходов к определению типологии городов региона.

В.А. Сулимов исследует интеллектуальное пространство и проблему интеллектуальной репродукции в регионе

И.Е. Фадеева производит семиотическое моделирование социокультурного пространства на протяжении всего исторического развития территории.

Е.Ю. Терещенко выделяет в культурологическом измерении современную морскую культуру Кольского Севера.

Рассматриваются также теоретические вопросы изучения художественной культуры (Л.С. Вагинова), архитектурный образ городов и изобразительная индустрия (А.В. Федотова), конструирование модели стратегического развития музейного пространства (О.С. Сапанжа), культурное наследие в современном образовании школьников (А.В. Бубенцова).

Кольский полуостров, как территория культурных индустрий

В следующем сборнике научного коллектива «Культурные индустрии Кольского Севера» приводятся разносторонние данные по эмпирическим исследованиям:

  • социологическому опросу учащейся молодежи (М.Л. Магидович);
  • экспертному опросу о современной туристической индустрии региона (Л.М. Мосолова);
  • анализу статистических данных, отражающих проблемы, тенденции и факторы развития промышленной культуры (В.Л. Соловьева);
  • анализу публикаций в регионе по арктической тематике (Е.Ю. Терещенко);
  • исследованию студенческой фокус-группы по краеведческой компетентности (З.Ю. Желнина);
  • изучению контента печатной продукции в отношении влияния на формирование имиджа Кольского Заполярья (А.В. Федотова).

Авторы исследуют мировоззренческие основания конструирования современных интеллектуальных и символических практик:

  • роль мировоззрения человека в интеллектуальной системе региона (В.А. Сулимов);
  • эстетическое конструирование социальной реальности через завершение трагического идеомифа (И.Е. Фадеева);
  • визуальные методы изучения городской среды (О.С. Мишуровская).

Предметом культурологических исследований в качестве культурной индустрии становится культурное наследие музейного и образовательного пространства Кольского региона:

  • выявляются ресурсы, модели и технологии продвижения (О.С. Сапанжа);
  • производится межпредметный анализ присутствия знаний о культурном наследии региона в современном школьном образовании (А.В. Бубенцова);
  • изучается такое явление, как «музеефикация» в отношении наследия морской культуры на примере атомного ледокола «Ленин» (А.М. Камахина).

В сборнике научных статей этого же коллектива «Мифологические образы в культурных индустриях Кольского Севера. Современные модели развития культурных индустрий в регионах России» отдельным предметом изучения становится влияние мифологических образов и наскального искусства на культурные индустрии Кольского Севера.

По мнению авторов, семантическое поле культуры региона способно сформировать территориальный бренд, который повышает его престиж, привлекая миграционные потоки и инвестиции, стимулируя экспорт товаров местных производителей. Развитие культурных индустрий рассматривается в разрезе моногородов Кольского Севера, архитектуры и градостроительства.

Кольский полуостров, как территория культурных индустрий

Интересно
Коллективная монография «Культурные индустрии Кольского Севера в контексте современной государственной культурной политики России» исследует проблемы региональных культурных индустрий, возникающие в контексте новых идей современной российской политики в области культуры.

Авторы ищут взаимосвязь между культурной политикой и развитием культурных индустрий Кольского Севера, благодаря которой можно оценивать формы и эталоны глобального осовременивания, выявляют проблемы не всегда обоснованного и преувеличенного культивирования отдельных национальных культур в ущерб другим, указывают на решения властных структур, противостоящие веками складывающимся мифологическим стереотипам, классифицируют культурные индустрии, связанные с морской тематикой, определяют перспективы внедрения новых практик в музейное пространство.

Из сборника в сборник авторы развивают исследуемые темы в разных аспектах и направлениях.

Так, например, М.Л. Магидович рассматривает вклад культурных индустрий в процесс самоидентификации молодого поколения жителей Мурманской области, основываясь на эмпирических социологических исследованиях мурманской молодежи.

По приведенным ею анкетным данным учащейся молодежи от 15 до 23 лет, 42% респондентов идентифицирует свое будущее с художественными промыслами и сферой услуг, которые в изучаемый период слабо развиты в регионе.

Культура Кольского Заполярья, отражающая в себе черты предыдущих эпох и перерабатывающая их в современные культурные явления, может стать источником для возникновения новых форм воспроизводства самоидентичности.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)