Деятельность проектных агентств

Исследования культурных индустрий в России были начаты совместно с зарубежными экспертными организациями, при поддержке которых были сформированы научно-консультационные проектные агентства: в 2001 году — Центр развития творческих индустрий (Санкт-Петербург) и в 2002 году — Институт культурной политики (Москва). С этого момента изучение культурных индустрий приобрело целенаправленный характер.

Оба учреждения, изначально имевших место в разных независимых друг от друга исследовательских и просветительских процессах, со временем смогли наладить плодотворное сотрудничество.

Важным результатом совместной деятельности стал начатый Институтом культурной политики проект по внедрению механизмов творческих индустрий в регионах, осуществляемый в рамках соглашения Министерства культуры Российской Федерации и Совета Европы.

Как показывает мировая практика, специфика культурных индустрий такова, что они формируются на местном, локальном уровне в границах того или иного города, то же самое мы видим на примере развития культурных индустрий в России.

Под патронатом британских агентств «EUCLID» и «Comedia» московскими и санкт-петербургскими исследователями из политических соображений было принято решение об использовании термина «творческие индустрии», что значительно упрощало взаимодействие с региональными властями, по большей части не знакомыми с данным понятием.

Деятельность проектных агентств

В качестве пилотных были выбраны достаточно небольшие мегаполисы: Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут, имевшие великое промышленное прошлое и нуждающиеся в «перезагрузке» для современных реалий.

Здесь опять же решающее значение имел мировой опыт, согласно которому творческие индустрии развиваются на заброшенных промышленных территориях, в городах, которые вывели индустриальные производства в пригород, и нуждаются в креативном переосмыслении образовавшихся пустот.

В то же время осуществление проекта показало, что в российских реалиях без централизованной федеральной поддержки процесс по формированию явлений креативной экономики будет затруднен, и роль аналитического центра управления этим процессом взяли на себя столичные агентства.

Большую ценность для изучения культурных индустрий в России имеют обзорные и аналитические материалы специализирующихся на креативных индустриях агентств и организаций другой формы, например, Центра стратегических разработок Фонда «Calvert 22», британской благотворительной организации, основанной в 2009 году и занимающейся продвижением современного искусства России и Восточной Европы за рубежом.

Так, в 2014 году был проанализирован креативный потенциал Москвы и Санкт-Петербурга, в 2015 году уже были исследованы города Сибири: Муравленко, Ноябрьск, Омск, Томск и Тюмень, в 2016 году были выпущены обзорные и аналитические материалы по состоянию креативных практик в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Москве, Муравленко, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ноябрьске, Омске, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Томске, Тюмени, Ханты-Мансийске.

Эти сборники приводят актуальную статистику по целому ряду показателей:

  • вклад креативных индустрий в городскую экономику (процент от валового регионального продукта);
  • занятость в креативных индустриях;
  • занятость в процентах от общего трудоспособного населения;
  • доля малого и среднего бизнеса в городской экономике;
  • количество музеев и галерей;
  • количество театров и концертных площадок;
  • уровень проникновения Интернета;
  • количество людей с высшим образованием (процент от общего трудоспособного населения), инновационная активность организаций.

Кроме того, перечисляются и подробно описываются известные креативные компании (бренды) городов, приводятся мнения экспертов и представителей креативного класса, рассматриваются перспективные креативные проекты.

Авторы последовательно формулируют обобщенные стратегии городского развития, реализуемые через набор конкретных механизмов, позволяющих интенсифицировать процесс формирования культурных индустрий.

В качестве таких мер приводятся:

  • экономическая диверсификация, результатом которой становится формирование стихийных креативных кварталов;
  • комфортное окружение (тематическая городская инфраструктура), возникающее как следствие таких «мегасобытий», как, например, Универсиада–2013 в Казани или менее успешный пример — Олимпиада–2014 в Сочи;
  • так называемая, открытая культура — проведение общегородских акций, мероприятий, фестивалей, в результате которых возникает соединение творческих локаций в сети;
  • либеральное образование (коворкинг-центры, инкубаторы и другие формы повышения квалификации и запуска проектов для стартаперов);
  • социальная активность (развитие интерактивных и иных форм взаимодействия представителей креативной сферы между собой, с общественностью, местными властями и бизнес-сообществом);
  • институциональная поддержка на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также наделение госструктур полномочиями по мониторингу и протекция предприятий креативного сектора.

Помимо этого, в сборниках Центра стратегических разработок Фонда «Calvert 22» анализируются сложности и барьеры, с которыми сталкиваются создатели культурных индустрий.

Среди наиболее серьезных сложностей называются отсутствие навыков управления проектами, недостаток у деятелей культуры экономических и юридических знаний, неумение вести PR-кампании, конфликты между агентами — предпринимателями, чаще всего молодыми, и владельцами помещений.

Тем не менее, одной из причин закрытия перспективных проектов является устойчивый пиетет в обществе к традиционным формам классического искусства и народного творчества, по причине которого многие обыватели не разделяют оптимизма в отношении благотворного влияния креативных индустрий.

Интересно
Зачастую представителям креативных практик приходится выбирать тактику закрытых сообществ, ограничивая контакт с общественностью и преодолевая негативное общественное мнение, что фактически ставит их в позицию изоляции.

Исследования, проведенные за последние годы российскими исследовательскими центрами (ВЦИОМ, «Левада-центр», ФОМ, Центр социального прогнозирования, исследовательская группа «Циркон» и другие) в области современных явлений в культуре сконцентрированы на вопросах генезиса и специфики самих культурных индустрий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)