Деятельность проектных агентств
Исследования культурных индустрий в России были начаты совместно с зарубежными экспертными организациями, при поддержке которых были сформированы научно-консультационные проектные агентства: в 2001 году — Центр развития творческих индустрий (Санкт-Петербург) и в 2002 году — Институт культурной политики (Москва). С этого момента изучение культурных индустрий приобрело целенаправленный характер.
Важным результатом совместной деятельности стал начатый Институтом культурной политики проект по внедрению механизмов творческих индустрий в регионах, осуществляемый в рамках соглашения Министерства культуры Российской Федерации и Совета Европы.
Под патронатом британских агентств «EUCLID» и «Comedia» московскими и санкт-петербургскими исследователями из политических соображений было принято решение об использовании термина «творческие индустрии», что значительно упрощало взаимодействие с региональными властями, по большей части не знакомыми с данным понятием.
В качестве пилотных были выбраны достаточно небольшие мегаполисы: Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут, имевшие великое промышленное прошлое и нуждающиеся в «перезагрузке» для современных реалий.
Здесь опять же решающее значение имел мировой опыт, согласно которому творческие индустрии развиваются на заброшенных промышленных территориях, в городах, которые вывели индустриальные производства в пригород, и нуждаются в креативном переосмыслении образовавшихся пустот.В то же время осуществление проекта показало, что в российских реалиях без централизованной федеральной поддержки процесс по формированию явлений креативной экономики будет затруднен, и роль аналитического центра управления этим процессом взяли на себя столичные агентства.
Большую ценность для изучения культурных индустрий в России имеют обзорные и аналитические материалы специализирующихся на креативных индустриях агентств и организаций другой формы, например, Центра стратегических разработок Фонда «Calvert 22», британской благотворительной организации, основанной в 2009 году и занимающейся продвижением современного искусства России и Восточной Европы за рубежом.
Так, в 2014 году был проанализирован креативный потенциал Москвы и Санкт-Петербурга, в 2015 году уже были исследованы города Сибири: Муравленко, Ноябрьск, Омск, Томск и Тюмень, в 2016 году были выпущены обзорные и аналитические материалы по состоянию креативных практик в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Москве, Муравленко, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ноябрьске, Омске, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Томске, Тюмени, Ханты-Мансийске.
Эти сборники приводят актуальную статистику по целому ряду показателей:
- вклад креативных индустрий в городскую экономику (процент от валового регионального продукта);
- занятость в креативных индустриях;
- занятость в процентах от общего трудоспособного населения;
- доля малого и среднего бизнеса в городской экономике;
- количество музеев и галерей;
- количество театров и концертных площадок;
- уровень проникновения Интернета;
- количество людей с высшим образованием (процент от общего трудоспособного населения), инновационная активность организаций.
Кроме того, перечисляются и подробно описываются известные креативные компании (бренды) городов, приводятся мнения экспертов и представителей креативного класса, рассматриваются перспективные креативные проекты.
Авторы последовательно формулируют обобщенные стратегии городского развития, реализуемые через набор конкретных механизмов, позволяющих интенсифицировать процесс формирования культурных индустрий.
В качестве таких мер приводятся:
- экономическая диверсификация, результатом которой становится формирование стихийных креативных кварталов;
- комфортное окружение (тематическая городская инфраструктура), возникающее как следствие таких «мегасобытий», как, например, Универсиада–2013 в Казани или менее успешный пример — Олимпиада–2014 в Сочи;
- так называемая, открытая культура — проведение общегородских акций, мероприятий, фестивалей, в результате которых возникает соединение творческих локаций в сети;
- либеральное образование (коворкинг-центры, инкубаторы и другие формы повышения квалификации и запуска проектов для стартаперов);
- социальная активность (развитие интерактивных и иных форм взаимодействия представителей креативной сферы между собой, с общественностью, местными властями и бизнес-сообществом);
- институциональная поддержка на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также наделение госструктур полномочиями по мониторингу и протекция предприятий креативного сектора.
Помимо этого, в сборниках Центра стратегических разработок Фонда «Calvert 22» анализируются сложности и барьеры, с которыми сталкиваются создатели культурных индустрий.
Тем не менее, одной из причин закрытия перспективных проектов является устойчивый пиетет в обществе к традиционным формам классического искусства и народного творчества, по причине которого многие обыватели не разделяют оптимизма в отношении благотворного влияния креативных индустрий.
Исследования, проведенные за последние годы российскими исследовательскими центрами (ВЦИОМ, «Левада-центр», ФОМ, Центр социального прогнозирования, исследовательская группа «Циркон» и другие) в области современных явлений в культуре сконцентрированы на вопросах генезиса и специфики самих культурных индустрий.
- Культурные индустрии в национальных регионах на примере Якутии
- Кольский полуостров, как территория культурных индустрий
- Культурные индустрии в регионах России
- Стратегии городского развития через культурные индустрии
- Лакуны в исследованиях культурных индустрий
- Классификация культурных индустрий в трудах российских ученых
- Культурные индустрии в контексте культурологического знания
- Мягкая сила Азии
- Инструменты управления культурными и креативными индустриями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу