Культурные индустрии в регионах России

Изучение культурных индустрий на уровне регионов Российской Федерации открывает широкие перспективы для постановки теоретических и прикладных исследований в области современного культурного процесса.

Научный интерес в России к культурным индустриям и принципам их функционирования за последние годы значительно возрос, что вызвано задачами качественного обновления российской экономики и поисками инновационных путей развития.

Большинство отечественных исследователей отмечают, что культурные индустрии выступают в качестве ресурса, способного обеспечить переход трансформирующегося российского общества на качественно новый уровень социального развития.

Как и в общемировой практике, в российской ситуации наиболее жизнеспособными становятся локальные проекты культурных индустрий, связанные с определенной местностью, конкретным городом, особым, характерным только для данного места культурным наследием.

Подходы к определению и классификации культурных индустрий во многом зависят от исторического пути конкретного региона, и не могут быть унифицированными.

При этом российская провинция обладает еще нераскрытым потенциалом для развития культурных индустрий, благодаря культурной самобытности и творческой активности своих жителей.

В России, как и в других странах мира, в условиях ускоряющихся темпов модернизации наметилась тенденция актуализации вопросов самоидентификации через сохранение и переосмысление самобытных национальных традиций, придание им новых форм и интерпретаций.

Культурные индустрии в регионах России

Интересно
На региональном уровне Российской Федерации наиболее подробному изучению подверглись культурные индустрии Татарстана, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Мурманской, Орловской, Омской и Челябинской областей, Краснодарского края.

Современные исследования в области культуры констатируют обширный горизонт направлений развития культурных индустрий в современной России и в отдельных национальных регионах: Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Чувашия, Республике Дагестан, Республике Саха.

Между тем специфика национального региона России в разрезе процессов формирования культурных индустрий изучена недостаточно подробно.

Прорабатывается специфика культурного производства в отдельных регионах России, как в части общих подходов, так и по специфике каждого в отдельности (Челябинская область, Республика Татарстан, Новгородская область).

Комплексные исследования культурных индустрий российских регионов представлены в сборниках статей, описывающих процесс развития изучаемого нами явления на уровне различных регионов страны: Красноярский край (М.В. Румянцев, М.А. Лаптева, Е.В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль, С.В. Андреева), Кабардино-Балкария (Е.О. Таппасханова), Чувашская Республика (Б.К. Каримов и Д.В. Семенова).

Коллективная монография факультета рекламы и социально-культурной деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств посвящена теоретическим проблемам современного социокультурного производства в культурных индустриях и рассматривает эти аспекты в разрезе их символического и этнокультурного капиталов.

Креативный потенциал различных регионов Сибири (Новосибирская область, Красноярский край) рассмотрен в сборнике «Креактивная лаборатория: диалог творческих практик» под редакцией О.А. Карловой.

Особое внимание уделено тенденциям инновационного развития и формирования креативного климата, а также изучению креативного класса регионов: его структуры, идентификации и особенностей положения.

Отдельные публикации посвящены состоянию культурных индустрий в Белгородской области, Пермском крае (О.В. Лысенко, О.В. Игнатьева).

В качестве отдельной изучаемой категории выводится влияние региональной специфики культурных индустрий на межпоколенческие коммуникации.

За последнее время усилилось изучение, особенно со стороны уральских исследователей, в части статистико-эконометрической оценки воздействия культурных индустрий на уровне регионов.

В частности, проведен ряд работ по компаративному анализу механизмов репрезентации статистики, отражающей развитие в регионах культурных индустрий за советский период и в условиях современной России, в результате чего доказано, что отрасли культуры формируют положительные изменения в региональных экономических системах (Е.Г. Анимица, В.П. Иваницкий, Э.В. Пешина, Н.М. Сурнина, М.А. Козлова).

Интересно
При этом разработанный в соответствии с международными методологиями индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий индексы дохода (в основе которого лежит валовой внутренний продукт на душу населения), долголетия и образования, и показывающий уровень развития культурных индустрий, был применен к регионам РФ.

Оказалось, что по этим показателям пять субъектов Сибири и Дальнего Востока (Тюменская, Сахалинская, Томская области, Красноярский край и Республика Саха) вошли в первую десятку.

Трудности, с которыми сталкиваются культурные индустрии в регионах России, в целом характерны для процессов развития малого и среднего предпринимательства.

Среди них можно выделить:

  • доминирование сырьевой промышленности;
  • отсутствие необходимой статистической информации;
  • отсутствие налоговых и финансовых стимулов;
  • отсутствие понимания роли территорий в развитии экономики и распределении трудовых ресурсов;
  • низкий уровень жизни, вследствие чего в обществе слабо развиты мобильность и адаптивность;
  • отсутствие навыков продвижения товара и услуг;
  • недостаток источников инвестиций;
  • неподъемные социальные выплаты;
  • теневая экономика;
  • незрелость рынков.

Россия еще не перешла в постиндустриальную эпоху, и, соответственно, ее культурные и креативные индустрии не оформились в один из приоритетных секторов экономики.

В большей степени это связывают с отсутствием данного приоритета в федеральной государственной политике, поскольку это явление слабо отражено даже в публичном дискурсе.

При этом, как мы помним, в каждом случае успешного развития творческих индустрий, этому способствовала официально объявленная административная протекция, как на местном, так и на общенациональном уровнях.

В нашей практике инициативы пока идут только снизу, но благодаря им в некоторых регионах (например, в Архангельской области и Карелии) возникали прецеденты принятия программ поддержки и развития.

Отсутствие сформулированной позиции федерального центра приводит к маргинализации креативного сектора, а также снижает конкурентоспособность как между регионами, так и страны в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)