Инструменты управления культурными и креативными индустриями

Современные исследования культурных индустрий концентрируют внимание на вопросах инновационных технологий и преемственности.

Так, Джозеф Лампель (Лондон), Тереза Лант (Нью-Йорк) и Джеймал Шамси (Мичиган) в издании 2014 года «Обучение для организации практики в отраслях культуры» констатируют, что необходимо смириться с тем, что художественные ценности отождествляются с индустрией развлечений, что вынуждает потребителей находиться в постоянном поиске новизны.

Соответственно, поддержка культурных индустрий должна быть выстроена в форме особых творческих систем, не позволяющих погасить вдохновение.

Возможности целенаправленного воздействия на развитие культурных индустрий рассматриваются преимущественно в рамках прикладной экономики, поэтому в данных целях, как правило, используется концепт «креативных индустрий».

Интересно
В большей степени специалисты исходят из мнения, что отрасли креативной экономики находятся в тесном взаимодействии, которое постоянно изменяет свой характер, благодаря чему различные секторы то сильно сближаются, порождая новые формы сотрудничества, то отдаляются друг от друга, чтобы сблизиться с другими.

Эта особенность приводит к тому, что в разных странах и регионах формируются разные классификации креативного воспроизводства, которые впрочем видоизменяются с течением времени. В этой связи необходим и разный инструментарий, для разного воздействия на различные индустрии.

Конечно, в первую очередь на развитие сектора производства, основанного на интеллектуальной собственности, влияет принятое в этой сфере законодательство.

Закон защищает право творца на идеи, позволяет изобретателям новых продуктов и процессов извлекать пользу из своего творчества, обозначая рамки, в которых они могут работать и получать доход.

При этом креативные индустрии являются источником инноваций для других, некреативных производств, в частности посредством дизайна, брендинга и рекламы они играют важную роль в возрождении городов и сплочении местных общин, что формирует актуальность управления развитием сектора в политических целях.

Инструменты управления культурными и креативными индустриями

Картирование — один из методов, который был разработан Британским Советом, чтобы помочь странам, регионам или городам «начать думать о ценности креативных индустрий».

Британская традиция изучения сектора креативных индустрий стала основополагающей, запустив легитимацию явления по всему миру и предложив обширный арсенал механизмов управления этим процессом.

Впервые о картировании заговорили в Великобритании в конце 1990-х годов, подразумевая под этим понятием целый ряд аналитических способов сбора и представления информации о масштабах и интенсивности креативных индустрий.

Метод предназначен в первую очередь для того, чтобы дать общее представление об экономической ценности тех или иных индустрий в местах, где о них известно относительно мало.

Картографическое исследование направлено на оценку экономической ценности креативных индустрий, которая может быть продемонстрирована с помощью таких показателей, как занятость, число и размер творческих предприятий, экспорт, валовая добавленная стоимость и состав рабочих ресурсов (например, по их гендерного и этническому составу).

Результаты картирований свидетельствуют о том, что иногда креативные индустрии концентрируются вместе в определенных местах.

При этом каждая отрасль сталкивается со своим собственным набором проблем (самые распространенные из них: поиск рабочего пространства, цифровое неравенство и отсутствие квалифицированной рабочей силы).

Картографические проекты помогают выявить некоторые из закономерностей и то, как они изменяются, что, в свою очередь, позволяет выявить потребности креативных индустрий и предложить пути их удовлетворения для будущего роста.

Суть метода состоит в составлении карты культурных и творческих ресурсов территории, на основе которой разрабатывается стратегия развития творческих индустрий.

Наиболее популярная методика британского агентства «EUCLID» предполагает четыре стадии производственной цепочки креативных индустрий:

  1. Зарождение креативных идей и проектов.
  2. Создание коммерческих продуктов.
  3. Распространение — обращение продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов, показов спектаклей и т. д.
  4. Потребление — получение определенного опыта конечным пользователем.

На стадии зарождения идей рассматриваются:

  • материальные культурные предметы или продукты;
  • чертежи, проекты, песни, сценарии и другие рукотворные объекты;
  • нематериальные креативные концепции и идеи — репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма и т. д.

На стадии производства происходит трансформация из «сырого» креативного материала в рыночный продукт:

  • допускающий массовое воспроизводство — фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т. д.;
  • создаваемый однократно — картины, театральные постановки, дизайнерская одежда и другие предметы.

Картирование предполагает семь шагов реализации, в ходе которых нужно ответить на следующие вопросы:

Зачем вообще нужно делать картирование? Кому оно нужно? (Те, кто будет организовывать картирование, должны начать с четкого обдумывания того, почему они хотят это сделать и кого они хотят убедить).

В решении каких политических вопросов можно использовать картирование? (Картирование креативных индустрий редко проводится просто из интеллектуального любопытства: оно призвано оказать влияние на политику. На какие области это, вероятно, окажет наибольшее влияние?).

Как определяются креативные индустрии? (Решение о том, что входит в исследование, а что нет, является центральным для успешного картирования. Проект может выбрать оценку всех креативных индустрий или сконцентрироваться только на нескольких подсекторах).

Кто здесь главный? А кто делает эту работу? (Кто будет руководить картографическим проектом и обеспечивать высокое качество работ? Существует целый ряд различных ролей, которые должны быть распределены).

Какой исследовательский подход следует принять? (Существует целый ряд подходов, доступных для исследовательской группы. Необходимо продумать, что было бы наиболее уместно в данных обстоятельствах).

Интересно
Как можно связать полученные результаты с ключевыми аудиториями и политическими повестками дня? (Как исследовательская группа может повысить вероятность того, что результаты картирования будут замечены и станут причиной принятия соответствующих мер? Как результаты будут связаны с ключевыми аудиториями и повлияют на политические программы?)

Как сохранить импульс? (Сам по себе проект вряд ли достигнет всех своих целей — он должен стать частью постоянных усилий по повышению профессионализма креативных индустрий).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)