Культурные индустрии в национальных регионах на примере Якутии

Национальные регионы России в составе федеративного государства обладают особыми условиями для развития современных культурных процессов. В частности специфику формирования культурных индустрий можно наблюдать на примере Республики Саха (Якутия).

Теоретическая основа, опирающаяся на исследования культурных явлений, а также разнообразная эмпирическая база позволяют констатировать активный, ускоряющийся рост культурных индустрий в регионе, что во многом связано с актуализацией в обществе вопросов самосознания и национальной идентификации.

Возможности расширения получают те направления культурных индустрий, которые пропагандируют и популяризируют народные традиции, моделируют национальный колорит и стилизацию в академических видах искусства, способствуют поддержанию типа ментальности и национального духа.

В настоящее время в республике можно наблюдать функционирование на разных этапах развития практически всех возможных видов культурных и творческих индустрий, среди которых можно выделить художественные промыслы, исполнительское искусство, массовые театрализованные представления, производство кино-, фото- и видеопродукции, архитектуру, моду, дизайн, издательское дело, телевидение и радио, рекламу, программное обеспечение, компьютерные игры.

При этом главная специфика процесса формирования культурных индустрий в регионе заключается в том, что они стимулируются не столько рынком, сколько общественным заказом на сохранение национального самосознания, выраженного в уникальном культурном наследии.

Целенаправленная культурная политика, формирующая благоприятную среду для развития предпринимательства в сфере культуры, ориентирована как на сохранение традиционных аутентичных культурных явлений, так и на поддержку поиска новаторских форм творчества и самовыражения.

Благодаря активной деятельности акторов культурной политики в лице региональных властей и негосударственного сектора, широкую популяризацию получили символы якутской традиционной культуры, такие как:

  • хомус (древний язычковый музыкальный инструмент варган, известный под разными именами более 200 народам по всему миру);
  • олонхо (древнейшее эпическое искусство якутов, занимает центральное место в системе якутского фольклора);
  • ысыах (праздник летнего солнцестояния, связанный с религиозным культом солнечных божеств и плодородия) и др.;
  • а также уникальные явления северных культур (традиции малочисленных народов Севера, ямщицкая, пашенная, русскоустьинская культуры и т.д.).

Архаичные артефакты подверглись научному изучению, реставрации, творческому переосмыслению, возведению в ранг искусства и, через внедрение инноваций, переосмыслению в форме культурных и творческих индустрий.

В республике созданы условия для реализации творческого потенциала носителей народной традиции и узкоспециализированных профессионалов, задействованных в выпуске массовой культурной продукции.

Так, массовое празднование ысыаха влечет за собой развитие народного творчества, художественных промыслов и прикладного искусства по всем основным традиционным направлениям: деревообработка, национальный костюм, кузнечное ремесло, бисероплетение, изготовление изделий из конского волоса, домашней утвари, обрядовых предметов, аксессуаров, ювелирных украшений и т.д.

Продукция народных мастеров и специализированных предприятий реализуется через розничную продажу и в счет государственных и муниципальных заказов.

Национальное празднование дополнительно стимулирует развитие нетворческих индустрий: пищевого производства, сельского хозяйства, строительства.

Наиболее ярко возможности интенсивного развития культурных индустрий в регионе проявляются в феномене якутского кино, получившем всероссийское и международное признание в качестве уникального и самодостаточного явления.

Интересно
Как разновидность массовой индустрии оно осуществляет значимую социокультурную детерминацию, охватывая разнообразные сферы жизнедеятельности современного человека, влияя на формирование духовных идеалов и утверждая нормы бытового поведения.

В этом отношении якутская киноиндустрия следует традиции отечественной кинематографии, развивающейся в русле официальной государственной культурной политики, транслирующей ее главные приоритеты в общественное сознание, оперативно откликающейся на запросы общества и вызовы времени.

Якутия стала первым субъектом России, где на региональном уровне принят стратегический документ по развитию креативной экономики.

В целях развития креативного сектора, в 2019 году Правительством Республики Саха (Якутия) была утверждена Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. В работу над концепцией было вовлечено больше 200 представителей творческих сообществ.

В целях ее реализации Корпорация развития Республики Саха (Якутия) начала реализацию проекта «Создание креативного кластера в г. Якутске». До этого момента в столице региона было реализовано несколько проектов кластерного творческого производства без участия государства.

Культурные индустрии в национальных регионах на примере Якутии

Кластер «Квартал труда», создаваемый при поддержке местных властей, должен стать базовой инфраструктурой, создающей условия, в которых креативные индустрии могут реализовать свой потенциал, увеличить бизнес и получить лучшую экспертную, сервисную и информационную поддержку.

Главная задача креативного кластера — вызвать мультипликативный эффект на всю несырьевую экономику через увеличение маркетинговой активности предприятий, пользующихся услугами резидентов.

Таким образом, кластер должен усилить экспортную составляющую и импортозамещение региона, способствовать ревитализации заброшенного промышленного комплекса и сформировать рекреационный комплекс на территории квартала.

Отличительной особенностью республиканского подхода является направленность на повышение креативной интенсивности традиционных отраслей.

Инициаторы проекта исходят из того, что креативные индустрии — самый важный партнер традиционных отраслей при развитии бизнеса и выходе на новые рынки. Взаимодействие промышленного и творческого секторов возможно при разработке маркетинговых стратегий, брендов, создании дизайна новых продуктов, разработке креативных решений, рекламных кампаний.

Интересно
Таким образом, особенности формирования культурных индустрий в национальном регионе заключаются в том, что средствами государственной политики подготавливается почва для взращивания разнообразных творческих инициатив, пропагандирующих и популяризирующих национальное культурное достояние в индустриальных масштабах.

Достижения некоторых сегментов культурных индустрий Республики Саха можно назвать уникальными и актуальными. Богатое наследие  традиционных культур способствует возникновению новых видов самодеятельного творчества и профессионализации через внедрение современных, высокотехнологизированных и цифровых форм культурного воспроизводства.

Сектор креативных индустрий притягивает к сотрудничеству традиционные промышленности, такие как, например, транспорт, пищевое, строительное производства. Это сотрудничество позволяет «переупаковать» коммерческие проекты совместно с творческими специалистами, обладающими высокоспециализированными знаниями и умениями.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)