Мягкая сила Азии

В 1998 году в Великобритании впервые вышли правительственные документы о картах креативной индустрии по рекламе, антиквариату, архитектуре, ремеслам, дизайну, моде, кино, досугу, программному обеспечению, музыке исполнительским искусствам, издательскому делу, программному обеспечении, телевидению и радио. Это также оказалось важной вехой в международном масштабе.

Определение и перечень отраслей промышленности, которые они содержали, были вскоре замечены и приняты, особенно в Восточной Азии. Гонконг, Сингапур, Тайвань, Корея и Китай провели анализ своих творческих индустрий, основанный в большей или меньшей степени на британской модели.

В большинстве случаев эта модель была адаптирована к местным потребностям, поскольку в разных странах наибольшее развитие имеют разные направления.

Сингапур, например, создал классификационную структуру, которая группирует креативные индустрии по трем основным рубрикам: искусство и культура, дизайн и медиа.

Официальная политика в отношении креативных индустрий была сформулирована в начале 2000-х годов в «Стратегии города Возрождения для искусств и культуры», за которой последовали другие правительственные документы.

В ней декларировался курс на превращение Сингапура в «новый азиатский культурный хаб» и удвоение вклада креативных индустрий в ВВП к 2012 году.

Хотя стратегия была построена на использовании в качестве образцов европейских и американских программ развития, она представляла собой прежде всего проект национального строительства креативной экономики.

Интересно
Обсуждение курса было связано с более широким политическим вопросом: существует ли возможность децентрализации политической власти и ослабления государственного контроля над содержанием медиаконтента во имя развития индивидуальной креативности, которая позволила бы сделать Сингапур креативным кластером.

Гонконг — один из центров азиатской киноиндустрии, сделал ставку на развитие креативной науки и повышение креативности отдельных территорий.

Тайвань — признанный лидер на рынке компьютерных игр, принял правительственную программу «Два триллиона и двойная звезда», направленную на развитие цифровых технологий. Южная Корея, наоборот, не формулировала государственной политики в отношении креативных индустрий, но ее популярная музыка и кино добились неожиданного взрывного успеха в результате естественного процесса либерализации средств массовой коммуникации и формирования информационного общества.

Индонезию и Индию относят к странам с наименьшим индексом креативности в Большой двадцатке (в соответствии с теорией трех «Т» Р. Флориды).

При этом их креативные индустрии имеют необычные формы, например, в Индии они включает в себя продукты и услуги образа жизни, такие как йога и аюрведическая медицина.

Во Вьетнаме подходы к стимулированию креативного сектора также находятся на стадии инициации, но ее актуализация возрастает вместе с ростом экономики и увеличением числа творческих предприятий.

Мягкая сила Азии

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии с 2010 года реализует концепцию «Cool Japan», благодаря чему креативный экспорт увеличился вдвое всего за несколько лет.

Программа нацелена на креативное переориентирование экономики государства, необходимость которого вызвана стагнацией традиционных отраслей и утратой их конкурентоспособности. В Японской практике закреплено использование термина «отрасли культурного контента».

При этом помимо общепринятых секторов творческих индустрий (реклама, кино, музыка, видеоигры, цифровые сервисы и т.д.) на экспорт идет такой продукт, как «стиль жизни».

Концепция имеет важную политическую задачу — формировать имидж страны в глазах международного сообщества, что в свою очередь дополняет инструментарий так называемой стратегии «мягкой силы». Автор этого термина американский политолог Джозеф Най, изначально подразумевал «мягкую власть», как способность навязывать решения через добровольное согласие подчиняющегося.

В странах Азиатского региона наибольшую активность в изучении явлений культурных индустрий проявляют ученые крупнейшей культурной державы Китайской Народной Республики. Китайские исследователи понимают культуру как системообразующую основу всего китайского общества.

В их работах отражена общая теория развития культурных индустрий (Цзян Сяоли, Чжан Сяомин, Ху Хуэйлин, Чжан Цзяньган), экономические аспекты становления региональных культурных индустрий (Чжан Куан, Шень Ваншу, Чжан Цзинчэн, Чжоу Цзежаньдэн Ши Вэйд), типология и структура (Дэн Аньцю, Лян Вэйцзя, Хэн Юн).

Ряд авторов анализирует влияние особенностей национального характера на становление культурных индустрий, формулируя его как реализацию политики «мягкой силы» («вэньхуа жуань шили»), направленной на сохранение традиционного культурного наследия в социокультурном пространстве Китая.

Кроме того, особое место занимает исследование креативного менеджмента и подготовки кадров для культурных и творческих индустрий.

В качестве «мягкой силы» культурные индустрии могут рассматриваться как механизмы политического, экономического, социального и культурного влияния страны на мировое сообщество.

Эта концепция, опирающаяся на разработанную древними китайскими мыслителями теорию «мягкой силы», находит все большую популярность.

По наблюдениям Яньсань Яна и Чжэнь Тяньшэна современные китайские предприниматели стараются придерживаться традиционных ценностей, конфуцианских норм поведения и морали на деле.

И здесь мы снова должны обратить внимание, что в китайской традиции используется концепт культурных индустрий, а не креативной экономики.

Интересно
В структуре культурных индустрий Китая выделяют «ядро» (разнообразные услуги в сфере искусства, инфокоммуникативных технологий, туризма), наружный слой (индустрии развлечений и компьютерные услуги) и связующий слой (производство и сбыт культурных продуктов).

Среди особенностей китайских культурных индустрий отмечается наличие ценностного компонента, выражающегося в преемственности и длительности, и интегративность традиционных и инновационных свойств.

С начала нового тысячелетия в Китае в отношении культурных индустрий выработалась официальная государственная политика, направленная на развитие рынка и снятие правительственной монополии, что неотвратимо повлекло преобразования в системе культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)