Реализация программ в сфере культуры

Программирование сферы культуры стало применяться в нашей стране с начала 2000-х годов, когда для этого сложились необходимые условия. В настоящее время в России осуществляется принцип самостоятельности регионов в процессе формирования и расходования областных и муниципальных бюджетов.

Следовательно, регионы, как и федеральные органы, вправе самостоятельно поддерживать развитие тех или иных социально значимых сфер деятельности путем разработки, реализации и финансирования различных программ.

С другой стороны, децентрализация управления предоставила государственным и частным учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней право на свободу в определении содержания социокультурной деятельности. Отсюда возникла и распространилась практика целевого и «точечного» освоения бюджетных средств с помощью программного метода.

Программа это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, направленный на достижение конечной цели или совокупность мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям. Программу можно рассматривать как разновидность проектов, а проекты иногда являются частью реализации той или иной программы.

Программы различаются уровнем разработки (президентские, федеральные, региональные, муниципальные, местные, городские, программы организаций) и продолжительностью (долгосрочные – свыше 5 лет, среднесрочные – 3–5 лет, краткосрочные 1–3 года, текущие – до 1 года).

Программа как итоговый документ обычно включает разделы по определению проблемы, формулировке цели и задачи, ресурсному обеспечению программы, времени ее реализации, сведения об исполнителях и оргструктуре, способы контроля и подведения итогов реализации программы.

В сфере культуры использование программ позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной моде-ли управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.

Причем нередко в социокультурной сфере речь идет о целевых программах. Целевая программа, как правило, создается на основе существующей организационной структуры, или для нее создается специальная организационная структура.

Реализация целевых программ в социокультурной сфере направлена на решение проблем конкретных направлений культурной деятельности, конкретных регионов, элементов и практик культуры. При этом следует заметить, что социокультурное программирование является до-полнительным стимулирующим компонентом согласованного взаимодействия различных сил культурной сферы на конкретном уровне.

Целевые программы в сфере культуры могут быть ориентированы на сохранение и воспроизводство культуры (создание условий для сохранения и активного использования, актуализации культурного наследия: архитектурной среды, праздников, памятных мест, устного творчества и т.д.).

Кроме того, культура в программировании может выступать условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях и сферах бытия, в том числе и проблем маркетингового характера (культурно-символический капитал, который наращивается за счет участия в культурных акциях, является важнейшим условием рыночной стабильности бизнес-организаций). Осуществление целевых программ возможно на самом разном уровне: от Министерства культуры РФ до культурно-досугового учреждения небольшого села.

Характерное для современного менеджмента культуры при-стальное внимание к технологиям социокультурного программирования имеет свои обоснованные причины. Разработка программ или участие в реализации программ позволяет использовать возможности дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета.

Хотя целевая программа является основанием для привлечения дополнительных финансовых средств из самых разных источников. Донорами культурных программ могут быть как органы власти, так и коммерческие структуры, фонды, меценаты и многие другие.

И, наконец, программирование в сфере культуры как бы дополняет разработку отраслевых и территориальных планов, задает планированию «третье измерение», позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения.

Получение финансовых средств под программу развития культуры на конкретной территории может обеспечить повышенную заинтересованность партнеров и соисполнителей (организаций, общественности, творческих инициатив, органов власти и т.д.).

Эффективность программирования в сфере культуры очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, постановке театральных спектаклей (про-граммы «Новые имена», «Малые города», «Юные таланты») и др. Программно-целевая форма деятельности имеет целый ряд преимуществ:

  1. Организации являются временными, они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества.
  2. Целевое программирование позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточиться на решении поставленной задачи.
  3. Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов.
  4. Целевое финансирование каждой программы позволяет значительно сократить накладные расходы.
  5. Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.

Федеральные программы в сфере культуры существует в России уже несколько лет и направлены в целом на поддержку культурной жизни в стране. В частности, в 2012 году Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)», которая является продолжением одноименной программы предыдущего периода.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)