Благотворительность и волонтерство

Среди наиболее распространенных практик, которые осуществляются в рамках фандрейзинга, подкрепленных социальным партнерством, следует признать благотворительскую деятельность и установление спонсорских контактов.

Благотворительная и спонсорская деятельность способствуют выстраиванию общности интересов между социальными партнерами, открывают новые возможности, создают дополнительные возможности для развития деловых контактов.

В России постепенно увеличивается роль благотворительности, повышается ее статус. Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Благотворительная деятельность имеет ряд важных особенностей. Во-первых, благотворительность бескорыстна и является безвозмездной, т.е. не требует каких-либо обязательств со стороны получающего благотворительную помощь.

При этом благотворительность оказывается связанной с ростом общих производительных возможностей конкретного социума (местности, региона, страны), способствует росту человеческих возможностей, их реализации. Другими слова-ми, в социальном масштабе благотворительность направлена на реализацию блага в конкретном обществе или регионе.

Благотворительная деятельность осуществляется организациями или частными лицами в соответствии с определенными мотивами, о которых речь шла чуть выше: личная заинтересованность, просьба о помощи, наличие амбиций, желание приобщиться к социально значимому делу и пр.

Благотворительные организации настолько важны для развития российской культуры, что их отсутствие могло бы самым негативным образом отразиться на деятельности многих учреждений культуры, одаренных деятелей искусства, на реализации культурных проектов, на культурном развитии регионов.

Большой вклад в благотворительную деятельность сферы куль-туры вносят благотворительные фонды (как отечественные, так и за-рубежные), основной целью которых становится поддержание культурных проектов или талантов, сохранение культурного наследия и многое другое.

Многочисленная статистика, представленная в исследованиях российских специалистов, подтверждает тот факт, что благотворительные организации, в первую очередь, сосредоточены на поддержке проблем в области здравоохранения, образования и науки, тогда как значительно менее финансируется деятельность общественных организаций и институтов в сфере культуры.

Следует также отметить, что численность благотворительных организаций, поддерживающих российскую культуру, постоянно растет, хотя их количество несопоставимо с количеством подобных организаций за рубежом.

Между тем переоценить значимость благотворительных фондов, поддерживающих развитие российской культуры, очень сложно, по-скольку они играют важную роль в активизации культурной жизни страны и города.

Благотворительные фонды не только решают проблемы культурно-просветительного характера, задачи по популяризации и развитию культуры и искусства, но и развивают культуру конкретного региона через поддержку деятельности талантливых людей, учреждений культуры, социокультурных проектов.

Частью благотворительной деятельности является попечительство и патронаж. Патронажем является покровительство, причем не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе.

Для патронирования в сфере культуры коммерческая структура выбирает для покровительства конкретное учреждение, творческий коллектив или отдельное творческое ли-цо. В рамках патронажа осуществляются долговременные социальные партнерства между некоммерческой организацией и представителям.

Нередко патронирование осуществляется в виде участия представителей различных организаций и частных лиц в попечительских советах учреждений культуры.

Попечителем издавна назывался человек, который своим участием решал проблемы в сфере народного просвещения. Сегодня попечителем является член попечительского совета, который совместно с другими членами попечительского совета оказывает помощь в решении хозяйственных, организационных и прочих проблем развития учреждения (выбор стратегии развития, анализ результатов работы, поиск источников финансирования проектов и т.д.).

В состав попечителей на добровольной основе могут входить не только руководители коммерческих фирм, но и представители власти, общественности, все те, кто может оказать какую-либо поддержку для деятельности учреждения культуры.

С благотворительной деятельностью тесно связана и практика спонсорства, которая также получила свое развитие в России как один из устойчивых способов привлечения ресурсов для обеспечения культурной деятельности, проектов, поддержки творческих инициатив.

Спонсором является юридическое или физическое лицо, которое обеспечивает поддержку другому лицу или организации на взаимовыгодных условиях. Если благотворительность осуществляется безвозмездно, то спонсорство отличает отсутствие бескорыстного характера оказываемой поддержки.

Средства спонсора предполагают получение некоторой пользы. Как правило, в ответ на финансовые или иные другие виды помощи, учреждение культуры предоставляет возможность спонсору место для рекламы, для реализации PR-акций и многого другого, что может способствовать популяризации товара спонсора, его образа, повышению репутации, росту известности и узнаваемости.

Например, приобретая необходимое оборудование для открытия со-временной выставки, спонсор оказывает материальную поддержку. В обмен на это организатор выставки демонстрирует торговую марку спонсора, озвучивает его имя как того, без которого данная выставка не состоялась бы, что приводит к росту символического капитала спонсора (доверие, репутация, имидж и пр.).

Такой тип спонсорства весьма популярен не только в сфере образования и спорта, но и в сфере культуры. В рамках спонсорства осуществляется, как правило, финансирование какого-либо проекта в социально-культурной сфере. Однако спонсор может как предоставить оборудование, так и выплатить премию или вручить приз. Спонсорство является популярной практикой, с помощью которой в сферу культуры привлекаются дополнительные, внебюджетные ресурсы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)