Профессиональная компетентность менеджера в сфере культуры
Менеджер (от англ. manage – управлять) – это специалист или должностное лицо, которое осуществляет управленческую деятельность, решает управленческие задачи. Как правило, менеджер входит в средний или высший руководящий состав организации и руководит производственными процессами.
Между тем не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, они решают разные по сложности задачи. Так, нередко менеджерами называют руководителей фирмы, хотя существуют и офис-менеджеры (секретарь), менеджеры по управлению персоналом, менеджеры по продажам и т.д.
Так или иначе, но должность менеджера предполагает необходимость принятия решений, работы с информацией, распределения имеющихся ресурсов, координации деятельности людей, отдела, фирмы, учреждения, определенной среды, людей и пр.
В культурной сфере также может существовать разнообразие тех людей, которых принято называть менеджерами. Во-первых, ме-неджером в сфере культуры может быть руководитель учреждения культуры, института культуры или государственного органа, который регламентирует деятельность в сфере культуры.
Чаще всего такого рода менеджеры формулируют миссию организации, ее долгосрочные и краткосрочные цели, принимает решения относительно персонала и системы мотивации, организуют коммерческую деятельность и мно-гое другое.
Во-вторых, в учреждениях культуры может осуществлять свою деятельность менеджер, который берет на себя часть управленческих функций, например, в области маркетинговых решений, управления персоналом и т.д.
При этом менеджером в данном случае может быть то должностное лицо, которое осуществляет координационные и организационные функции. Речь идет о так называемых менеджерах театра, музея и т.д. Сюда же относится и менеджер, занятый в конкретной области деятельности организации культуры (например, менеджер по связям с общественностью).
Профессиональная компетентность менеджера обеспечивается специальной подготовкой или получением соответствующего образования. Только в этом случае специалист будет обладать необходимы-ми знаниями, умениями и навыками, а значит и быть компетентным в данной области деятельности.
Менеджер должен уметь управлять коммуникативными процессами и потоком информации, осуществлять координацию деятельности, организовывать работу с персоналом, а также быть готовым для выполнения иных функции менеджмента. Важной составной частью профессиональной компетентности любого менеджера также являются навыки делового общения и деловых переговоров, знание профессиональной и корпоративной этики, базовые знания в области конфликтологии.
Кроме того, менеджер должен быть готовым морально и психологически к осуществлению управленческой и организационной деятельности в организации, принимать во внимание интересы, прежде всего, всей организации.
Между тем существуют и специальные требования к менеджеру, который трудится в особых сферах деятельности. В частности, в социокультурной сфере необходимо обладать взвешенной информацией о донорах, о возможностях частно-государственных и социальных партнерствах, об особенностях производства и реализации культурных услуг.
Однако где бы не работал менеджер, в нем всегда ценится направленность на профессиональный рост, способность принимать нестандартные решения, высокая деловая мотивация, незакомплексованное мышление, волевая способность принимать решения в критический момент.
Для менеджера наиболее важными являются коммуникативные и организаторские способности. Среди коммуникативных способностей специалисты отмечают общительность, коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающими людьми, владение ква-лифицированным языком и приемами невербального общения.
Организаторские способности – это умение оптимально распределять поручения, организовывать совместную деятельность, адекватно оценивать себя и окружающих, создавать «ситуацию успеха».
Приветствуется, когда менеджер ориентирован на поиск инноваций, создание и применение новых технологий, креативную деятельность, генерацию идей, новых форм и методов работы.
Для менеджеров в сфере культуры общими являются следующие принципы:
- уважение личного достоинства человека;
- предоставление личности свободы выбора;
- доверие человеку, его потенциальным возможностям;
- создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения;
- развитие инициативы, творческих способностей, умение найти себя в творческом коллективе и др.
Среди рекомендаций для менеджера-руководителя в сфере культуры специалисты чаще всего называют следующие профессиональные компетенции:
- строить свои отношения с подчиненными следует на диалогической основе, не акцентируя внимания на должностную иерархию;
- проявлять интерес к жизни персонала, коллектива;
- быть причастным к образу жизни творческого коллектива, понимать его потребности и цели;
- встречаться с членами коллектива не только в официальной обстановке, но и в неформальной, где можно просто пообщаться;
- учитывать, что деятельность людей творческого труда требует особенной системы мотивации, учитывающей данную специфику работы;
- стремиться создавать творческую атмосферу в коллективах учреждений культуры.
Менеджер в сфере культуры должен отвечать целому ряду требований. В частности, менеджер культуры должен обладать навыками области социокультурного проектирования, иметь взвешенные представления об особенностях культурно-творческой работы, понимать значение культуры и творчества в современном обществе, знать назначение и специфику процессов производства и распространения культурных ценностей, сохранения культурного наследия.
Кроме то-го, важной частью профессиональной компетентности менеджера в сфере культуры является его экономическая и юридическая грамотность, а также глубокая осведомленность о принципах работы некоммерческих организаций и о рынке культурных услуг.
Иными словами, менеджер культурной деятельности должен обладать высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента и маркетинга, а также иметь высокий уровень общей культуры и эрудиции.
В связи с этим повышается значение дисциплин профессионального образования, которые формируют знания и умения менеджеров культуры в области имиджелогии, брендинга, фандрейзинга, спонсоринга, социального маркетинга и т.д.
Кроме того, к менеджеру культуры предъявляются требования креативности, способности генерировать идеи в культурной деятельности, развивать рынок культурной индустрии, культурных услуг, культурного туризма, находить способы взаимосвязи культуры и экономики.
В сфере культуры могут осуществлять свою деятельность, например, менеджеры следующих формирований: клубного учреждения, центра досуга, театра, музея, концертного зала, киноцентра, проката сценических костюмов, издательств, дома народного творчества, парка культуры и отдыха.
Также может осуществлять организационно-управленческую деятельность и менеджер-руководитель, менеджер творческих коллективов, исполнителей, ансамблей. В сфере арт-менеджмента выделяют таких менеджеров, как продюсер, импресарио, промоутер, антрепренер.
- Классификация услуг сферы малого бизнеса в условиях сервисной экономики
- Определение понятия фирменный стиль
- Корпоративная культура
- Организационная культура
- Деловая культура и внутренний климат в коллективе
- Благотворительность и волонтерство
- Этапы фандрейзинговой компании
- Фандрейзинг как технология привлечения внебюджетных средств
- Управление финансами и социальное партнерство
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу