Региональные и муниципальные государственные органы управления культурой

В Российской Федерации в настоящее время действует три уровня органов исполнительной власти: федеральная, региональная и местная (муниципальная). На региональном уровне деятельность в сфере культуры регламентируется и координируется не только нормативными актами и положениями, принятыми на федеральном уровне, но также и региональными органами власти.

Деятельность исполнительных региональных органов власти дополняется законодательными органами, которые разрабатывают стратегию и создают правовую основу для развития культурной деятельности в регионе. Так, в Новгородской области органами управления сферой культуры являются высшее должностное лицо – Губернатор области, законодательное собрание – Новгородская областная Дума и исполнительная власть региона – Администрация Новгородской области и Правительство Новгородской области.

Эти должностные лица и органы власти осуществляют функции государственного управления в соответствии с теми полномочиями, которые определены нормативно-правовым полем России. В частности, органы региональной власти принимают и контролируют исполнение законов в сфере культуры, формируют бюджет и выполняют прочие функции.

Непосредственное управление культуры в российских регионах осуществляется специальными органами исполнительной власти: департаменты, управления, комитеты, отделы культуры. Так, Департамент культуры Новгородской области (до 2013 года Комитет культуры Новгородской области) осуществляет свою деятельность согласно Положению о Комитете культуры Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 16 июля 2010 г. № 339.

Департамент культуры Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере культуры, туризма, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления области, общественными и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Целью деятельности Департамента культуры является сохранение культурного наследия области, обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и получение информации в сфере культуры и архивного дела, реализация государственной политики в сфере туризма на территории области, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни области. Основными за-дачами Департамента являются:

  • определение приоритетных направлений в развитии и совершенствовании культуры и архивного дела области;
  • совершенствование системы предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в сфере культуры
  • архивного дела в области;
  • создание условий для увеличения туристского потока в область, развития туристской индустрии, привлечение инвестиций в сферу туризма;
  • развитие библиотечного дела, создание условий для продвижения чтения, увеличения количества пользователей библиотек области;
  • обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов области;
  • увеличение количества посетителей культурно-массовых мероприятий, театральных постановок, музейных выставок и других мероприятий, проводимых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и архивного дела;
  • создание условий для развития и совершенствования профессионального искусства на территории области;
  • сохранение и совершенствование единого культурного пространства на территории области;
  • поддержка организаций культуры и архивного дела в целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп, создание условий для совершенствования работы организаций культуры и архивного дела области.

Среди полномочий Департамента:

осуществление учета, охраны и популяризации объектов культурного наследия, организация проведения историко-культурной экспертизы, осуществление государственной политики в сфере библиотечного, архивного дела, туризма, содействие сохранению и развитию библиотек, поддержка развития государственных музеев, народных промыслов, библиотек, управление музейными предметами и музейными коллекциями, ведение государственного учета документов Архивного фонда РФ, проведение мониторинга состояния туристских ресурсов области и прилегающих территорий, создание условий для развития любительского искусства, осуществление покровительства по отношению к юным талантам, творческой молодежи, ко всем видам культурной деятельности.

Кроме того, Департамент обеспечивает организацию и проведение между-народных, межрегиональных, областных фестивалей, праздников самодеятельного и профессионального творчества, конкурсов, выставок, конференций и иных мероприятий в сфере культуры;

организует предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения в сфере культуры;

оформляет заявки на участие в федеральных целевых программах в сфере культуры, архивного дела, туризма;

разрабатывает проекты областных нормативных правовых актов по вопросам культуры, архивного дела, туризма

На муниципальном уровне также действует сеть органов управления культуры, включая комитеты, комиссии. При этом следует заметить, что структура органов управления культурой в регионах и муниципалитетах находится в компетенции руководителей регионов и муниципалитетов.

В связи с этим в России нет единообразия в структуре этих органов, их названиях и выполняемых функциях. На муниципальном уровне органом управления культурой являются комитеты или отделы культуры при администрациях городов или районов.

Так, в Великом Новгороде функционирует Комитет культуры и молодежной политики, функции которого весьма широки и многогранны. Действует комитет культуры и молодежной политики на основании Положения о комитете, принятом Постановлением Администрации Великого Новгорода 02.11.2010 года (№ 4741). Во главе Комитета культуры Новгородской области стоит Председатель, который обеспечивает осуществление полномочий и функций исполнительного органа.

В процессе своей деятельности Комитет культуры взаимодействует и согласовывает свою деятельность с федеральными органами исполни-тельной власти, аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, территориальными органами федеральных органов власти, исполнительными органами власти других субъектов РФ, области, органами местного самоуправления.

Кроме того, Комитет культуры области взаимодействует с подведомственными Комитету учреждениями, с гражданами и организациями по кругу вопросов, входящих в компетенцию Комитета.

При разработке областных правовых актов, касающихся сферы культуры, Комитет согласовывает проекты правовых актов, обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов нормативных правовых актов.

Комитет исполняет государственные функции и предоставляет государственные услуги в соответствии с административными регламентами исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление полномочий и функций Комитета, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.

Комитет культуры планирует свою деятельность на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, в соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития области.

Важной частью децентрализации и привлечения общественных структур к процессу управлению сферой культуры в регионах и муниципалитетах России является создание различных институтов: советов, ассоциаций, фондов. Так, в Новгородской области в 2012 году создан Общественный совет при Комитете Новгородской области (ныне – Департаменте культуры и туризма Новгородской области).

Действие Общественного Совета регламентируется Положением, утвержденным Комитетом культуры 4 декабря 2012 года.

Согласно Положению, Общественный Совет области является постоянно действующим коллегиальным консультативным органом, образованным в целях привлечения представителей общественности, экспертных сообществ и граждан к организации и проведению экспертизы ключевых управленческих решений комитета культуры области, рассмотрения перечня вопросов со стороны общества, обеспечения взаимодействия комитета с общественными объединениями, движениями повышения качества государственного управления, привлечения социально и профессионально активных слоев населения области к принятию управленческих решений.

Решения, которые принимает Общественный совет носят рекомендательный характер. Основными задачами деятельности Общественного совета являются:

  • рассмотрение и поддержание общественных инициатив в пределах реализации комитетом своих полномочий в сфере культуры и архивного дела;
  • оказание научно-методической помощи в определении необходимости разработки и принятия проектов нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере культуры и архивного дела;
  • оказание консультативной, научно-методической помощи при проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере культуры и архивного дела;
  • обеспечение участия общества в подготовке и реализации инициатив комитета, в том числе путем осуществления экспертной оценки предлагаемых комитетом инициатив и программ;
  • участие в оценке достижения целей, заявленных комитетом и эффективности его деятельности;
  • осуществление экспертизы хода выполнения ранее принятых решений Совета, с выработкой, при необходимости, методов и способов их корректировки;
  • участие в работе конкурсных комиссий, аттестационных ко-миссий, комиссий по конфликту интересов, образованных в комитете.

Государственное управление культурой осуществляется на всех трех уровнях с привлечением и дополнительным участием различных институтов и структур. Между тем по мнению некоторых специалистов, стратегия и принципы государственного управления культурой требуют пересмотра.

В частности, отмечается, что «государство в лице органов управления культурой не отошло от прежних схем культурной политики, основанной на утопических цифрах и других аналогичных показателях планирования культуры, от ведомственной парадигмы, представляющей культуру как «отраслевую» систему».

В наши дни государство является «единоличным надзорным органом за деятельностью учреждений культуры и не стремится делить свои полномочия с какими-либо другими лицами».

Однако существующие институциональные и идейные принци-пы управления сферой культуры в России требует изменений. Наиболее оптимальная модель управления культурой должна включать следующие аспекты:

  • разработка стратегий и концепций развития сферы культуры в регионах и городах России, а также контроля за их исполнением;
  • создание при исполнительных органах власти в регионах и муниципалитетах общественных институтов, объединяющих представителей общественных организаций, движений, творческих ассоциаций с целью координации развития сферы культуры;
  • проведение научных исследований, конференций и круглых столов, форумов, издание периодических изданий с приглашением представителей власти, бизнеса, творческих инициатив, общественных деятелей, представителей науки и образования;
  • содействие создания в российских регионах фондов и иных структур, организаций для поддержки культурных инициатив, творческих и научных талантов, а также институтов для осуществления посреднической деятельности между творцами и коммерческим сектором;
  • поддержка и стимулирование участия организаций культуры
  • гранатах, федеральных программах по поддержке региональных проектов в сфере культуры (народных промыслов, традиционных праздников, талантливых деятелей и т.д.);
  • внедрение современных методик управленческой деятельности, включая активизацию механизмов фандрейзинга, брендинга, социального маркетинга и т.д.

На современном этапе существует потребность в смене пара-дигм государственного управления культурой. Сложные условия функционирования организаций культуры, которые осуществляют свою деятельность в период развития рынка, глобализации и инфор-матизации, требуют пересмотра традиционных принципов управления многогранной сферы культуры.

Существует необходимость расширения принципов принятия решения, принципов организации, финансирования и пр. Современные учреждения сегодня постепенно обретают новый статус, который адекватен рыночным условиям.

В связи с этим требуются обновленные технологии, чтобы организации культуры стали «центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей».

Учреждения культуры должны преодолевать узко-отраслевые рамки и развиваться, используя все имеющиеся ресурсы. Современные экономические условия требуют наличия гибкой структуры организаций культуры, которые были бы способны реализовывать социокультурные проекты, реагировать на рыночные колебания, потребности, внедрять инновационные формы работы, использовать интерактивные технологии и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)