Классификация услуг сферы малого бизнеса в условиях сервисной экономики

с развитием коммерции услуг в создаваемой рыночной экономике России она все более приобретает сервисный характер, постепенно преобразуясь из экономики производителей в экономику наиболее полного удовлетворения специфического спроса потребителей.

Появление новых услуг и отраслей, производящих их, ведет к развитию сервисизации производства. Сервисизация (от англ. service — услуга) — процесс активного инвестирования
в инфраструктурные отрасли, который обусловлен ростом доходов, расширением потребности в кредитных ресурсах, ускорением темпов НТП и поиском ресурсосберегающих технологий в
сфере производства и реализации продукта.

Сервисная экономика характеризуется следующими основными факторами:
• понятие полезности товаров отождествляется не только с материальным качеством, но и с развитием сопутствующих услуг и процессов, обеспечивающих эффективность бизнеса;
• понятие качества услуги, которое добавляется способностью предприятия оперативно взаимодействовать с потребителями;
• стиль и методы управления постоянно меняются с учетом тенденций и закономерностей рынка. Появляются гибкость, адаптивность, скорость принятия решений, активизируются маркетинговая и логистическая компоненты управления;
• производственная система, являющаяся более открытой, с динамичными коммерческими связями и с поставщиками услуг, и с потребителями;
• конкуренция, направленная на сотрудничество и взаимодействие для более полного удовлетворения потребностей клиентов;
• качество обслуживания клиентов, нацеленное на более полное удовлетворение потребностей клиентов.

Развитие системы услуг формируется в рамках сервисной экономики. Услуги являются фундаментом сервисной экономики, способствуют развитию рыночной инфраструктуры, социальной ориентации экономики, повышению качества жизни общества, его гармонизации.
Не случайно в передовых странах мира доля услуг в общем объеме ВВП в 2000 г. достигла уровня 80%.

Так, со второй половины 90-х годов доля ВВП, произведенного в сфере услуг, в США увеличилась с 74 до 81%, в Японии доля услуг выросла с 64 до 71%, в Великобритании — с 62 до 80%. Сегодня в США работает в сфере услуг 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано
более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации, это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых услуг, услуг в области паблик рилейшнз.

Эксперты и аналитики вьщеляют несколько причин поступательного развития рынка услуг: потеря многими индустриальными экономическими системами динамизма; вложение в сферу материального производства становится малоэффективным как с точки зрения хозяйственной, так и с экологической; рост безработицы, которая отвлекает экономические ресурсы и создает социальную напряженность; кризис перепроизводства; экологические проблемы.

Услуга выступает как одна из важнейших разновидностей бизнеса, так как является товаром (предметом) купли-продажи, от реализации которого общество получает ощутимую пользу.
На производство услуг в сфере малого бизнеса влияют экономический механизм развития общества, масштабы общественного производства, сложность его отраслевой структуры, процесс углубления специализации и кооперирования в промышленности, количество и качество производимой и потребляемой в обществе продукции.

С другой стороны, от формирования рынка услуг сферы малого бизнеса, его структуры и организации во многом зависят объемные и экономические показатели ВВП многих развитых стран.

Развитие современного профессионального бизнеса неразрывно связано с сервисизацией производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг. Сервисный потенциал (СП) — один из важных и активно развивающихся элементов современного цивилизованного
рыночного механизма, непосредственно связанного с максимизацией потребительской удовлетворенности и повышением на этой основе эффективности производства и коммерции.

Существует несколько подходов к классификации услуг. В соответствии с научными исследованиями профессора В.Д. Марковой услуговая деятельность включает пять классификационных групп:
1) производственные услуги — инжиниринг, лизинг, обслуживание, ремонт оборудования и др.;
2) распределительные услуги — торговля, транспорт, связь;
3) профессиональные услуги — банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и т.п.;
4) потребительские (массовые) услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением;
5) общественные услуги — телевидение, радио, образование, медицина, спорт, культура.
Ф. Котлер выделяет четыре классификационных признака: осязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, невозможность хранения и транспортирования услуг.

Л. Крепкий делит услуги на две группы: материальные и нематериальные. Каждая из групп включает в себя по семь подгрупп по выделенному признаку материальности. В. Кулибанова предлагает четыре группы услуг: услуги, ориентированные на управление государством; услуги, ориентированные на управление предприятием; услуги, ориентированные на правление
обществом; услуги, ориентированные на управление потребностями человека. Нельзя не согласиться с этим подходом.

Но для сферы малого бизнеса можно предложить новую классификацию, учитывающую специфику производства сервисного продукта в рассматриваемой сфере. Комплексные исследования условий производства и организации реализации продукта услуговой сферы в малом бизнесе позволили выделить основные классификационные признаки, объединяющие
многообразие услуг сферы малого бизнеса в единый комплекс.

При этом рассматриваемая классификация является гибкой, обеспечивающей возможность добавлять новые признаки с учетом развития сервисной экономики. Ниже представлена классификация услуг сферы малого бизнеса.

Проведенный анализ услуг сферы малого бизнеса позволяет сгруппировать их по следующим десяти признакам:

1) творческому подходу к созданию сервисного продукта;
2) отраслевому признаку;
3) возможности интеграции с крупным бизнесом;
4) государственной поддержке;
5) территориальному охвату;
6) ориентации на воспроизводственный процесс;
7) целевой установке;
8) степени осязаемости;
9) уровню абстракции;
10) назначению.

Особую значимость при развитии рыночных механизмов приобретает классификационный признак по творческому подходу к созданию сервисного продукта. С учетом основных маркетинговых элементов разделяют услуги креативные (парикмахерские услуги, услуги
паблик рилейшнз и пр.) и некреативные (раскрой, нарезка, фасовка и пр.).

Существенную значимость этот признак приобретает при формировании уникального внутреннего продукта (УВП), представляющего собой сервисный продукт организации, созданный с учетом потребительских запросов и латентных предпочтений и характеризующийся
корпоративными особенностями, которые и определяют потребительскую ценность этой услуги и репутацию производителя услуг.

Усилия всех представителей малого бизнеса должны быть направлены на повышение уровня креативности сервисных продуктов и создание развитой структуры имиджа организации.

Применительно к отраслевой структуре все услуги можно подразделить на типы: транспортные услуги; услуги в строительстве; услуги в промышленности; услуги в агропромышленном комплексе;
туристско-экскурсионные услуги; торговые услуги; услуги сферы товарного обращения; услуги общественного питания и пр.

Для ритмичной работы всех субъектов рынка важную роль играет развитие как межотраслевых, так и внутриотраслевых партнерских союзов через интеграцию структур малого и крупного бизнеса. Отсюда формируется третий классификационный признак — по возможности интеграции услуг малого бизнеса с крупным бизнесом. Здесь вьделяют: интегрируемые (в строительстве, производстве, торговле и пр.) и неинтегрируемые (бытовые и пр.) услуги.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)