Фандрейзинг как технология привлечения внебюджетных средств

Понятие «фандрейзинг» («fundraising») пришло в русский язык из США, где оно появилось с целью обозначения практики привлечения финансовых средств, необходимых для осуществления некоммерческой деятельности. С фандрейзингом связывают и поиск необходимых ресурсов (финансы, оборудование, волонтеры, информация) для того, чтобы обеспечить ими неприбыльную сферу деятельности.

В связи с этим фандрейзинг представляет собой методику привлечения денежных и иных ресурсов преимущественно некоммерческих организаций с целью реализации социально значимой деятельности или проектов. Средства могут быть получены от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

В России фандрейзинг появился сравнительно недавно и на данный момент только начинает развиваться. Фандрейзинг является одним из новых направлений менеджмента в сфере культуры и его связывают с работой по привлечению дополнительных, внебюджетных денежных средств, с помощью которых появляется возможность обеспечить ресурсами реализацию запланированных программ, мероприятий, проектов.

Развиваться фандрейзинг в России стал параллельно с ростом некоммерческого сектора, а также снижения государственного финансирования социально-культурной сферы. Таким об-разом, фандрейзингом называется деятельность по привлечению и аккумулированию оборотных средств, необходимых для реализации проектов и программ некоммерческого характера.

Фандрейзинг следует отличать от поиска и привлечения инвестиций, поскольку последние предполагают получение прибыли. Тем не менее, в обоих случаях предпринимаются конкретные усилия по привлечению интереса к разработанным проектам и программам в расчете на то, что государственные органы, бизнес, другие организации, учреждения, физические лица вложат свои средства и ресурсы в реализацию этих проектов и программ.

Фандрейзинг является важным направлением работы менеджера культуры, поскольку данная практика предполагает решение ряда проблем: аренда помещений, транспортные услуги, информационное обеспечение и прочие виды расходов, с помощью которых может быть реализован тот или иной социокультурный проект.

При этом и само учреждение культуры должно грамотно и выгодно позиционировать себя, поэтому PR-деятельность может рассматриваться как часть фандрейзинга, ведь поддерживать и помогать люди стараются тем, кто в какой-то мере известен и имеет определенную значимость, уникальность. Эффективность фандрайзинга может быть измерена количеством и качеством полученных ресурсов.

В зависимости от целей финансирования и обеспечения ресурсами выделяют два вида фандрейзинга: проектный и оперативный. В первом случае фандрейзинговая компания имеет свой целью привлечь необходимые средства под реализацию конкретных социокультурных проектов и программ.

Такой вид фандрейзинга в сфере культуры является весьма удобным и его проще представить донорам, поскольку здесь предполагается наличие конкретных задач и результата (открытие выставки, театральная постановка и т.д.), а также статей расходов.

Несколько иная ситуация с оперативным фандрейзингом. Поскольку он направлен не на реализацию конкретных проектов, а на поддержание или продолжение благотворительной деятельности (заработная плата сотрудникам, выплата аренды за помещение и т.д.), то, как следствие, является менее оформленным и оттого гораздо менее эффективным.

В ходе оперативного фандрайзинга поступающие от доноров денежные средства и прочие виды поддержки не имеют целевого назначения и аккумулируются в доходной статье учреждения культуры. При этом положительным моментом оперативного фандрейзинга следует считать тот факт, что привлеченные ресурсы могут быть использованы для решения долгосрочных и более перспективных задач.

Между тем специалисты в области технологий привлечения ресурсов в неприбыльную сферу настоятельно рекомендуют практиковать проектный фандрейзинг, так как он имеет очевидные преимущества перед оперативным. Следует также заметить, что любую деятельность, требующую поддержки, можно разбить и презентовать в виде проекта, если применить при этом творческий подход.

В виде проекта может быть представлено и любое событие, помещение, кон-курс, мероприятии. Главным достоинством проекта является прозрачность в целях, назначении, затратах, и главное, в результате. Проектная деятельность переживает в данный момент свой бурный рост, чем объясняется и популярность проектного менеджмента.

Однако в обоих видах фандрейзинга наиболее важным является нахождение и грамотное обоснование взаимных интересов для двух или более участников фандрейзинговой компании. В связи с этим фандрейзинг нередко называют технологией формирования и налаживания социального партнерства.

В рамках социального партнерства необходимо считаться с интересами потенциальных партнеров, проявлять дружелюбие и терпение, так как выделение нужных средств зависит от конкретных людей, которые формируют свое суждение о размещении находящихся в их ведении ресурсов.

Решают вопрос о сотрудничестве люди, и во многом это решение зависит от их личного отношения к той организации, учреждению или ее руководителю, которые осуществляют фандрейзинговую деятельностью. Поэтому решение о финансировании очень часто зависит от уровня и характера отношений между сотрудниками или руководителями обоих организаций.

Таким образом, необходимым условием фандрейзинга является установление контактов с различными коммерческими фирмами, государственными органами, фондами, частными лицами, которые затем позволят привлечь необходимые для учреждения культуры ресурсы. Поэтому фандрейзинг нередко называют искусством поиска друзей для некоммерческой организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)