Управление финансами и социальное партнерство

Современные условия функционирования учреждений культуры характеризуются, прежде всего, ростом рыночных отношений в сфере культуры и в тоже время расширением способов финансирования культурной деятельности. Большинство учреждений культуры – не-коммерческие организации.

Соответственно, основная цель их деятельности не связана с получением прибыли, а направлена на выполнение социально значимых функций в обществе. Несмотря на это, рыночные механизмы оказывают большое влияние на стиль, формы и способы работы учреждений в сфере культуры, испытывающие давление конкуренции, действие законов спроса на культурные услуги и много другое.

В связи с этим перед руководителями и менеджерами учреждений культуры все острее стоят вопросы финансового обеспечения культурной деятельности. Например, за счет каких поступлений будет осуществляться реализация планируемых проектов или с помощью каких ресурсов будет обеспечено проведение того или иного мероприятия?

Другими словами, учреждения культуры в условиях снижения финансирования со стороны государства решают проблемы ресурсного обеспечения собственной деятельности. Такие тенденции приводят к необходимости активного внедрения инструментов управления финансовыми ресурсами, среди которых особое место занимают стратегии социального партнерства, бизнес-планирование, разно-образные технологии привлечения денежных средств в неприбыльный сектор и т.д.

В управлении финансовыми ресурсами учреждений культуры наиболее важным является соответствие финансовой деятельности тем целям и задачам, которые координируют и направляют их действия в пространстве социально-культурной сферы.
Грамотность менеджера заключается в способности активизировать процесс привлечения денежных средств и затем их оптимально распределить. При этом финансовая картина деятельности учреждения культуры иногда точнее и красноречивее характеризует его менеджмент, чем словесные выражения и описание реализованных проектов.

Государственное финансирование зависит от ведомственной принадлежности учреждения культуры, а также от законодательных актов, регулирующих этот вопрос. Между тем принцип финансирования сферы в России нередко называют «остаточным», т.е. денежные средства на сферу культуры выделяются в том размере, который остался в бюджете края, области, города и т.д., хотя эта сумма никогда не бывает существенной.

Кроме того, на данный момент все большее количество денежных средств поступает в учреждения культуры по принципу программного финансирования, т.е. в зависимости от того, в каких программах финансовой поддержки участвует данное учреждение культуры. Речь идет о федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствующих Фондов развития культуры и искусства.

Финансирование сферы культуры в России не соответствует темпам инфляции, что в итоге приводит к хронической нехватке учреждениям культуры финансовых и иных ресурсов для осуществления своей деятельности. Отсутствие необходимого количества финансовых средств для эффективной работы, стимулирования и мотивации персонала ставит перед учреждениями культуры задачу постепенного увеличения финансирования из внебюджетных источников.

Поэтому выживаемость и успешность учреждений культуры теперь зависит не только от решения вопросов финансирования на государственном уровне, но и во многом от способов и технологий формирования его доходной статьи.

Все более популярными в российской сфере культуры становятся внебюджетные, альтернативные источники финансирования. Доход учреждений культуры может формироваться как в результате собственной коммерческой деятельности (платные услуги, предпринимательская деятельность), так и в результате привлечения внебюджетных источников (гранты, фонды, спонсоры и т.д.).

Причем круг потенциальных источников внебюджетных поступлений учреждения культуры следует не просто сохранять, но и периодически обновлять, вовлекая в данный процесс все новых участников.

В менеджменте некоммерческих организаций принято использовать термин «доноры», которым обозначаются те организации, частные лица, фирмы, которые являются источниками внебюджетных поступлений. Среди поступлений от доноров, которые по разным расчетам составляют от 5 до 15 % доходов некоммерческих организаций, на первом месте – взносы от коммерческих структур, на втором – от благотворительных организаций, на третьем – поступления от частных лиц.

Как считают специалисты в области менеджмента культуры, такого рода структура закономерна в стране, где слабо развит средний класс, отмечается низкий уровень жизни и государство не стремится поощрять благотворительность. Между тем в других странах, например, благотворительная деятельность находится на совершенно другом уровне, обеспечивая огромные финансовые поступления в социально-культурную сферу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)