Реализация нравственных принципов на государственной службе США

США занимают первое место в плане использования нравственных принципов на государственной службе. Необходимость регулирования этичного поведения государственных служащих было результатом борьбы с разраставшейся коррупцией. Американское антикоррупционное законодательство состоит из ряда правовых актов, регламентирующих практически все виды деятельности.

В 1946 г. был принят Закон о федеральном регулировании лоббистской деятельности, в соответствии с которым любая организация, оказывающая давление на Конгресс, должна регистрировать своих членов и сообщать об интересах в законодательстве; каждый лоббист обязан поквартально размещать в «Ведомостях Конгресса» отчет о своей деятельности.

Бывшим конгрессменам запрещено заниматься лоббистской деятельностью в течение года. Борьба с коррупцией облегчается еще тем, что в стране нет иммунитета для должностных лиц: любой чиновник может быть привлечен к уголовной ответственности.

Антикоррупционная законодательная практика не является гарантией полного искоренения коррупции, но, тем не менее, следует признать, что ее уровень в США значительно ниже, чем в других европейских странах.

Необходимо отметить, что антикоррупционная стратегия США включает разработку и внедрение «административной морали», которая представляет собой этические (дисциплинарные, поведенческие) нормы.

Этими нормами должны руководствоваться должностные лица всех ветвей и уровней государственной власти. В 1958 г. был учрежден Кодекс этики правительственной службы США.

В данном документе было закреплено следующее:

  • ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности партии, отдельным лицам и т.п.;
  • исполнять Конституцию и законы страны, не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;
  • работать весь трудовой день за установленную плату;
  • применять эффективные способы решения поставленных задач;
  • никогда не прибегать к любого вида дискриминации;
  • не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, потому что служащий не является частным лицом; не принимать подарки;
  • не вступать в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит исполнению должностных обязанностей;
  • не использовать служебную и конфиденциальную информацию в целях личной выгоды;
  • в обязательном порядке вскрывать случаи коррупции;
  • соблюдать перечисленные принципы, понимая, что государственная должность – это выражение общественного доверия.

В 1962 г. были приняты официальные нормы поведения выборных должностных лиц (членов обеих палат парламента), публичных должностных лиц органов исполнительной власти. Данный документ являлся развитием Кодекса этики 1958 г.

В 1965 г. президент Л.Джонсон издал распоряжение, согласно которому государственные органы власти должны были установить этические нормы, определяющие поведение должностных лиц в их деятельности для честного выполнения публичных функций. По этому распоряжению чиновники высшего уровня обязаны были докладывать о состоянии своих финансовых дел.

В 1977 г. были приняты Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США и Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США. По этим документам чиновники различных уровней и рангов обязаны были подавать декларацию финансового состояния.

В каждом государственном ведомстве или департаменте есть лица (группа лиц, комиссии), которые занимаются проверкой и могут затребовать при необходимости дополнительную информацию, проводить расследование, вызвать на беседу. Так же в США чиновники высшего уровня проходят обязательную проверку на полиграфе.

В 1978 г. Конгресс США принял закон «Об этике служащих государственных органов». Для контроля за соблюдением данного Закона органами исполнительной власти при отделе по управлению персоналом был создан Отдел по этике в правительстве.

В 1981 г. общественная организация «Американское общество государственного управления» одобрила комплекс моральных принципов.

В 1985 г. вышел Этический кодекс членов общества: документ должен был содействовать укреплению нравственных устоев госслужащих и росту их авторитета в обществе. Кодекс был доработан в 1994 г.

В 1989 г. был принят Закон «О реформе закона об этике». Положения данного документа были распространены на все ветви федеральной власти: законодательную, исполнительную, судебную.

Закон содержал следующие основные разделы:

  • ограничения на трудоустройство бывших чиновников в отставке;
  • правила составления финансового отчета федеральных госслужащих;
  • порядок приема подарков, поездок и командировок за счет неправительственного финансирования;
  • ограничение на работу по совместительству, а так же получение гонораров;
  • создание общественной Комиссии по вопросам гражданской службы и заработной плате госслужащих.

В этом же году Конгресс США учредил Управление государственной этики как отдельное учреждение в системе исполнительной власти.

Необходимо отметить, что этические нормы и правила создавались и для муниципальных служащих: в 1987 г. в Чикаго было организовано городское бюро по этике, которое разработало и приняло этический кодекс, а в 1990 г. на референдуме был принят этический кодекс для муниципальных служащих Лос-Анджелеса.

Перечислим возможные санкции за нарушение этических норм:

  • полная (частичная) дисквалификация: госслужащий уже не сможет вернуться на службу;
  • перемещение на низшую должность;
  • предложение прекратить «конфликтные» финансовые отношения;
  • уголовная ответственность.

Таким образом, нравственные принципы государственной и муниципальной службы США, нашедшие отражение в многочисленных этических документах, формировались эволюционным путем и в рамках борьбы государства с коррупцией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)