Этикетные правила взаимоотношений между начальником и подчиненным

Главное отличие делового этикета – это приоритет субординации, служебной иерархии над половыми и возрастными различиями сотрудников.

Любой начальник, придерживающийся правил корпоративной культуры, никогда не допустит панибратства по отношению к тем, кто занимает низшие должности. Во избежание рабочих неурядиц дистанция должна соблюдаться всегда, причём взаимным образом.

Служебная иерархия выстраивается по принципам, изложенным в конкретных документах – должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, пунктах коллективного договора, этических кодексах.

Этикетные правила в деловой жизни следующие:

  • честное отношение к своим обязанностям;
  • дисциплинированность;
  • уважение, тактичность, вежливость.

Наука об управлении выделяет три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль базируется на принципе «разделяй и властвуй». Характер взаимоотношений представлен такими чертами руководителя, как категоричность, безапелляционность, вера в собственную непогрешимость, пренебрежение к мнению подчиненных. Нижестоящие сотрудники только исполняют указания и распоряжения, их мнение не интересует начальника, хотя эти сотрудники могут предложить более эффективное решение какой-то рабочей проблемы. Подобный стиль руководства освобождает руководителя от необходимости соблюдения правил служебного этикета.

Демократический стиль опирается на «человеческий фактор». Руководитель-демократ предпочитает работать в команде и советоваться по ряду вопросов с подчиненными, что отвечает удовлетворению потребностей высшего уровня: принадлежности к коллективу, сплоченности, свободе в выполнении заданий, отсутствию страха.

Либеральный стиль дает неограниченную свободу по решению служебных вопросов сотруднику: его не интересует как будет выполнено задание, главное, чтобы оно было выполнено. Этот стиль ставит руководителя в положение посредника между вышестоящими и нижестоящими.

Необходимо отметить, что на практике в чистом виде эти стили не встречаются, в основном наблюдается сочетание с преобладанием одного стиля.

«Золотое правило этикета» гласит: «Веди себя с другими так же, как хотел бы, чтоб другие вели себя с тобой».

Пять «волшебных слов» всегда присутствуют в процессе взаимодействия людей. Это: пожалуйста, простите, извините, спасибо и благодарю Вас.

Главной особенностью этикетных правил во взаимоотношениях между начальником и подчиненными является соблюдение чувства собственного достоинства подчиненного при одновременном сохранении авторитета начальника.

Необходимо придерживаться «золотого правила» этики: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)