Правила служебного этикета при приветствии и представлении

По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Но если речь идет о служебной деятельности, то здесь знакомство не представляет сложности, так как нового сотрудника или нового руководителя представляет коллективу вышестоящий начальник.

Правила представления основаны на нормах этикета и здравого смыслы:

  • Младшего по чину представляют старшему.
  • Базовые фразы – представления:
  • я (хочу, хотел бы) представить вам…
  • разрешите (позвольте) познакомить (представить) Вас…
  • Ответ-реплика:
  • очень приятно (рада).
  • нам очень приятно с Вами познакомиться.
  • Одного представляют группе.
  • Рукопожатие инициирует вышестоящий.
  • Обязателен визуальный контакт, но нельзя долго смотреть в глаза собеседнику.

В служебной обстановке для обращения используются собственные имена, названия должностей, звания, титулы. Приведем возможные варианты обращения:

  • «Господин» – обращение к человеку в привилегированных слоях общества;
  • «Товарищ» – к военным, членам компартий;
  • «Коллеги, друзья» – ученые, врачи, преподаватели, юристы;
  • «Уважаемые» – общепринятое и обезличенное обращение;
  • «Женщина, мужчина» – недостаточная культура речи говорящего; в деловой жизни не употребляется категорически;
  • Вариант: «будьте любезны (добры), извините, простите».

Таким образом, в основе служебного этикета при приветствии и представлении лежат вежливость, достоинство, такт и органичность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)