Проективные методики в маркетинге

Одна из основных проблем, возникающих у исследователей, избравших метод опроса, обусловлена тем, что респондент часто говорит не то, что он думает на самом деле. В данном случае мы имеет дело не только с умышленным искажением респондентом своих мыслей и эмоций с аттрактивными целями (желанием казаться более привлекательным, понравится) или симулятивными целями («играя» принадлежность к иной социальной группе).

С одной стороны, может включаться механизм психологической защиты от неприятных переживаний, неудобства при ответе и т.п. С другой стороны, проблема состоит в том, что каждому человеку свойственны вполне естественные ограничения в вербализации, в выражении словами своих мыслей, чувств и эмоций, которые составляют неявное знание, знание которое сложно артикулируется. Никто не может абсолютно точно передать глубину своих чувств, эмоций, ощущений, ибо они не только глубоко индивидуальны, но и не способны уложиться в весьма ограниченную языковую систему.

В связи с этим огромную популярность приобретает обращение маркетологов к проективным методикам. Проективные методики характеризуются созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Каждая интерпретация демонстрирует уникальную систему личностных смыслов. Проективные методики требуют от респондентов напряжения фантазии, творчества и т.п.

Проективные методики широко используются в маркетинговых исследованиях, направленных на получение ответа на вопросы следующего типа: «Почему потребителям нравятся или не нравятся те или иные товары?», «Почему они привыкли покупать их именно в этом месте?», «Что влияет на их решение о выборе того или иного продукта?», «Какой имидж марки сложился в глазах потребителя?», «Какие моменты в рекламе могли бы оказать влияние на желание потребителей купить продукт?», «Какие герои/персонажи могут быть использованы в рекламе?» и т.д.

Проективные методики могут быть разделены на пять больших групп:

  1. Ассоциативные (Association), построенные на формировании или выборе ассоциаций.  К ассоциативным методикам относятся, во-первых, словесные ассоциации – устные или письменные – которые применяются при тестировании названий, выявления отношений респондентов к определенной марке, группе товаров, рекламным материалам. Второй разновидностью ассоциативных методик является персонификация – вербальная или невербальная (с использованием портретов), которая используется для построения модели постоянного потребителя, при подборе актеров для рекламы и т.д. Третий вариант ассоциативных методик – методика «картинки и слова» – методика с применением визуальных и словесных стимулов, которая используется при тестировании названия, для выяснения имиджа марки. Респондентов просят выбрать те картинки и слова, которые ассоциируются с исследуемым явлением.
  2. На завершение заданий (Completion) – методики, базирующиеся на завершении респондентом заведомо незавершенных предложений, рисунков и т.д. В данном контексте популярная методика «незавершенные предложения», предлагающая респонденту дописать предложение или выбрать окончание из нескольких предложенных вариантов, или методика «незавершенные рисунки», предлагающие дорисовать определенные детали и т.д. Интересна методика, получившая название брэнд марринг (brand mapping) и применяемая для выяснения преимуществ и недостатков марки в сравнении с конкурентами, а также для понимания восприятия позиционирования марки, для определения рыночных позиций. Данная методика основана на группировке марок респондентом по определенному признаку или расположении марок в системе координат.
  3. Конструирующие (Construction) направлены на создание некоторого продукта. К данной группе относится модифицированный ТАТ (тематический апперцепционный тест, созданный Мюрреймом), который применяется для изучения глубинных мотивов поведения потребителей в той или иной ситуации, для исследования имиджа товара. Респондентам показывают картинки, на которых изображена некоторая ситуация (например, процесс покупки) и просят рассказать о том, что думают, чувствуют герои этой картинки, что случилось с ними до и после этой ситуации. Весьма интересна методика Баблз (Bubble drawing), преследующая те же цели и предполагающая создание текста для картинки типа комикса, на которой изображена некоторая ситуация. Как правило, респонденту предлагают заполнить «облако»- выноску. К данной группе относятся и коллажи, помогающие исследователю выяснить особенности восприятия марки, товара, компании, а также быть полезным при подборе визуальных символов для рекламы. Эффективными могут быть и проективные вопросы, помогающие в завуалированной форме объяснить свое поведение. Начиная вопрос с некоторого утверждения, респондента просят высказать свою точку зрения по поводу того, на чем такое утверждение может быть основано.
  4. Экспрессивные (Expressive) методики используются достаточно редко, однако, демонстрирующие особую эффективность при исследовании потребителей товаров с трудно формализуемым результатом. К экспрессивным методикам относятся психорисунки и ролевые игры. Психорисунки предполагают отображение графических элементов, которые ассоциируются у потребителя с конкретной маркой. Ролевые игры направлены на выяснении не только смысла высказываний о товаре, но и манеры, тона, языка высказываний для последующей трансляции данного знания в маркетинговые коммуникации.
  5. Ранжирование (Choice-ordering) предполагает ранжировать предложенные позиции по какому-то признаку (например, по степени важности).

Анализ и интерпретация данных, полученных с помощью проективных методик схожи с интерпретации качественных данных. Документальные исследования в маркетинге. Для сбора социологической информации применяют и анализ документов – метод, который позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов помогает выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации обычно выступают текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п.

Интересно
Важной разновидностью документального исследования является вторичный анализ данных – зафиксированных результатов исследования – полученных другими специалистами. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристики конкретно – исторического контекста развития изучаемого процесса или явления.

Официальная статистика, регулярно публикуемая правительственными и другими организациями, используется в качестве основы для исследований с момента возникновения социологии. Данные, представляемые статистикой, чрезвычайно обширны и разнообразны. Огромный интерес для социологии имеют результаты проводимой регулярно, через определенные промежутки времени, переписи населения, которая дает информацию по многим социальным и экономическим вопросам.

Источники государственной статистики представляют собой совокупность данных объективного характера, описывающая некий социум (государство, регион, область, предприятие, социальную общность и т. д.) в пространстве и во времени. В рамках данной совокупности выделим несколько специфических подсистем.

Во-первых, информационные ресурсы, содержащие информацию о различных сторонах жизнедеятельности общества, которая собирается регулярно, кумулируется и хранится в архивах различного профиля. В числе ведущих информационных центров следует в первую очередь назвать Госкомстат Российской Федерации. Огромное прикладное значение для маркетолога имеют периодические ежегодные статистические сборники.

В рамках ООН издаются статистические ежегодники по демографии, культуре, экономике, труду, здравоохранению, торговле, питанию и т. д. В них содержатся значения социальных показателей по всем странам мира. Эти данные содержат в себе социальные показатели в явном виде, то есть когда показатель рассчитан как некий индекс на основе эмпирических индикаторов (например, уровень скрытой безработицы) и в неявном виде неявном виде, то есть при имеющейся основе для формирования социального показателя.

В частности, в международной системе статистических показателей разработана и существует система социальных показателей качества жизни, состоящая из 186 показателей по 11 социально значимым областям, таким, как:

  • численность и структура населения;
  • семья и домашнее хозяйство;
  • социальная стратификация и мобильность;
  • распределение дохода, потребления и накопления;
  • жилище;
  • распределение времени и досуга;
  • социальное обеспечение;
  • образование;
  • работа по найму;
  • здоровье;
  • общественный порядок и безопасность.

Второй группой информационных ресурсов по социологии являются данные переписи населения, которая в большинстве стран, в том числе и в России, проводится приблизительно один раз в десять лет. На сегодняшний день актуальны данные переписи населения 2002 года. Вместе с тем, Госкомстат регулярно проводит 5-процентные переписи населения, которые являются источником статистических данных.

Опросные листы, используемые в переписях, носят характер социологических анкет, но в отличие от последних по ним не получают мнений, суждений респондентов, а только объективные данные (о возрасте, об образовании, о жилищных условиях и т. д.).

Особый вид информационных ресурсов по социологии содержит данные специальных исследований об условиях жизни. Госкомстат регулярно проводит исследования использования бюджета семьи, изучает на разных типах семьи потребительскую корзину.

Специфическим видом информационных ресурсов по социологии выступают документальные источники в виде архивов предприятий и т. д. Отличительной особенностью большей части статистических данных является их агрегированный характер, что означает их отношение к некоторой группе как к целостности. Например, доступность “потребительской корзины” может быть отнесена как ко всему населению, так и к отдельным социальным группам.

Несомненно, документальные источники варьируются по своей достоверности, что требует обязательно оценки их аутентичности перед использованием данных и построением умозаключений. В этом случае особое внимание должно уделяться проверки достоверности информации, публикуемой в средствах массовой информации, социальные функции которых отличаются от функций социологических институтов.

СМИ не преследуют задач глубокого и достоверного описания и анализа явлений и процессов, происходящих в обществе, они ориентированы на оперативное и притягивающее внимание большей части аудитории информирование об этих событиях и явлениях.

Следует обращать внимание и на возможность критического анализа данных официальной статистики. Это актуально, например, при сравнительном анализе данных официальной статистики разных стран, которые нередко базируются на различных методиках, используют различные единицы анализа.

Для России критическое отношение к данным официальной статистики характерно вследствие неэффективного функционирования институтов официальной статистики в начале 1990-ых годов, в период масштабных социально-экономических преобразований. Проблемы государственного финансирования подобных исследований привели к нарушению полноты накопленной информации, отсутствия измерений важных переменных.

Особое направление кабинетных маркетинговых исследований сформировалось благодаря деятельности компаний, специализирующихся на создании ресурсов социологической и маркетинговой информации.

Большинство организаций сталкиваются с лимитом ресурсов, необходимых для проведения широко масштабных социологических и маркетинговых исследований. В связи с этим огромный потенциал приобретает обращение к готовым ресурсам социологической и маркетинговой информации, которые демонстрируют большую репрезентативность.

В распоряжении современного маркетолога находятся готовые исследования, ориентированные на типовые потребности практического маркетинга, а также исследования ad hoc – специализированные исследования, проводимые по запросу конкретных клиентов.

Наиболее известным примером подобных информационных ресурсов выступает TGI (Индекс целевых групп). История TGI начинается с 1963 года, когда стартовал проект Simmons Market Research Bureau по формированию ежегодных отчетов, классифицированных по признаку пола, дохода, возраста и предпочтения той или иной торговой марки товара…”.

В 1994 популярный по всему миру опыт пришел в Россию: КОМКОН провел в Москве пилотное исследование 800 домохозяйств, 50 товарных групп; а затем и первое в России исследование стиля жизни и потребления среди детей и подростков в возрасте от 4-х до 15-ти лет – “Новое поколение”. В 1995 появилось понятие R-TGI (российский индекс целевых групп).

Мониторинг стиля жизни и потребления R-TGI проводится регулярно с 1995 года, что позволяет обновлять базу данных и отслеживать тенденции в потреблении товаров и услуг, а также анализировать сезонные колебания и динамику потребления. Годовая выборка R-TGI составляет 16000 домохозяйств (36000 респондентов).

Генеральная совокупность – 60.4 млн. человек в городах с населением более 100 тыс. жителей (46% населения России в возрасте 10 лет и старше). Исследование проводится в 60 городах, репрезентирующих все 12 макрорегионов России.

Создаваемые ресурсы R-TGI содержат данные о потреблении, о медапредпочтениях, о стиле жизни, о социально-демографических характеристиках российской потребительской аудитории. Данные о потреблении содержат информацию о более 400 категорий товаров и услуг, более 3 900 марок.

Сегментация рынка осуществляется по следующим параметрам: региональный анализ, доля потребителей продукта/ услуги, частота потребления, знание марок, предпочтения в потреблении марок, лояльность марке и репертуар потребления, стиль жизни потребителей (покупателей) продукта.

Анализ потребительской аудитории осуществляется по следующим социально-демографическим характеристикам: пол и возраст, уровень образования, занятость и сфера деятельности, профессионально- должностной статус, уровень доходов и материальное положение, социальные класс по ESOMAR, жилищные условия и имущественный статус.

Стиль жизни исследуется по 200 высказываниям по стилю жизни, характеризующих привычки, интересы, мнения респондентов о себе и окружающем мире, покупательское поведение, отношение к СМИ и рекламе (частота посещения культурно-развлекательных мероприятий, интерес к спорту, любимые спортивные клубы, поездки по стране и за границу, туризм, хобби, коллекционирование, покупка книг, просмотр видео, психографическая типология на основе факторного анализа высказываний (RULS – Russian Life Style)

Круг подобных ресурсов весьма широк, и сегодня можно говорить об успешном функционировании целого сектора информационного рынка, специализирующегося на продаже ресурсов социологической и маркетинговой информации.

Важную роль в документальных исследованиях играет метод контент- анализа, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов.

Анализ основан на использовании единообразных стандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом.

Работа с документальными источниками социологической информации может использовать и трансакционный анализ текстов. Он заключается в изучении образов, на которые ориентируется, например, газета. Такими образами являются, например, «ребенок», «родитель», «взрослый». Иным примером может служить организация информации по хронологическому и/или тематическому принципу при анализе биографий.

Итак, мы видим, что документальные источники социологической информации играют большую роль в маркетинге. По образному замечанию Г.Г.Татаровой, это использование «старого» эмпирического материала для решения «новых» задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)